http://tuofikea.ru/novelty

«Зачем СМИ «отмывают» бредовые слухи из Крымска»

На фоне уже уходящего тренда под называнием «трагедия Крымска» крайне странно повел себя ряд популярных СМИ — фактически, превратившись в концентратор самых «отмороженных» слухов.

Больше того, эти СМИ оказались в противофазе даже с известными активистами и лидерами оппозиции — которые настолько устали от чудовищных сплетен, что даже стали «расфренживать» их авторов и распространителей, параллельно опровергая самые безобразных «вбросы».

Зачем это нужно журналистам? Возникает две версии. Возможно, люди понимают — город ожил, он не лежит в руинах, в нем бегают, играют и смеются дети, работают кафе и парикмахерские, есть вода, свет и канализация, военные и МЧС с местными строителями вовсю чистят пострадавшие улицы, оформляются и раздаются компенсации, материальная и гуманитарная помощь. Если сейчас не ухватится за хвост уходящего напряжения, за голый нерв прошедшего события — больше не получится «выдоить» из этой темы читательского интереса. «Через месяц-два тема Крымска будет интересна блогосфере настолько же, насколько интересна тема СШГЭС или селя, разметавшего Бодрова-младшего в молекулы»,- уже пишут в соцсетях. Либо, если добавить немного конспирологии, существует задача «не дать успокоиться» — ни блогосфере, ни жителям Крымска, да еще и создать некий контент, на который слухмейкеры и их умышленные и нечаянные распространители будут ссылаться как на «гарантировано достоверную информацию». Дескать «не какой-то аноним в контакте написал, а серьезная газета».

И ведь будут, увы. Представьте ситуацию, что вы живете на АЭС, на территории которой случился пожар — например, загорелась урна. После того, как по городу пронесутся слухи о «пожаре урны», который тотчас же превратится в «пожар в центре управления» и мутирует в «реактор теперь без контроля» — жители города обязательно будут искать, прислушиваться и обсуждать любую информацию об уровне радиации, официальнуюю и неофициальную. Так и в Крымске, который хоть и пришел в себя после наводнения, но все же сохраняет, как писали классики, «нервенность».

Что же, давайте снова разберемся — чем же потчуют читателей такие СМИ как «Московский Комсомолец» и «Новый регион». И почему эти «блюда» откровенно несъедобны.

Итак, в «Московском Комсомольце» писатель Иван Миронов выдает одна за одной некие «страшные тайны».
Начнем с распространенного и в городе, и в соцмедиа слуха о том, что власть якобы скрывает жертвы потому, что «нельзя допустить, чтобы цифра погибших превысила 200 человек». Иначе якобы «потребуется вмешательство международной комиссии, и тогда могут всплыть тайны затонувшего Крымска». Что это за комиссия, которая должна приехать и «вмешаться» никто не знает. Почему? Потому, что ее нет. Ни в ООН, ни в ОБСЕ, ни в каких иных организациях. Да и вспомните — была ли эта комиссия в японской Фукусиме? Американском Новом Орлеане? В Китае? В Индонезии после цунами? Не было, конечно же. Туда, если приглашала страна, в которой произошла беда, прилетали эксперты, спасатели и гуманитарные организации из разных стран.

Дальше звучит «Представь, сколько же должно было быть трупов, если телами пришлось набивать „магнитовские» фуры». Стоп. Даже известный оппозиционный активист, пресс-секретарь Льва Пономарева и соорганизатор протестов Данила Линделе заявляет, что слухи о тысячах погибших — бред. «После начала наводнения было задействовано в поисково-спасательной операции не более 600 сотрудников МЧС и полиции. Если даже учесть, что в городе находилась 1 тыс. спасателей, то они должны были собирать по 285 трупов в час. Очевидно, что выловив к утру 2 тыс. трупов, они не поместятся в морги не только Крымска, но и соседних городов. Нужно 20 моргов, транспорт на 2 тыс. трупов (в один грузовик можно уложить 30-40 тел), а именно 50 грузовиков», — считает он. «Итак, менее чем за семь часов, одна тысяча спасателей должна была собрать две тысячи трупов, организовать 50 грузовиков, и развести всех по моргам соседних городов, средняя удаленность которых в среднем 70 километров. Кроме того, за 7 часов трупы должны были собрать по всем затопленным районам, подогнать по затопленным дорогам грузовики и погрузить тела», — заявляет Линделе и констатирует — этого не было и это физически невозможно без «огромной армии», которой не было.

В «МК» звучит и популярный в соцсетях слух, давно «угасший» в Крымске — о налоге на матпомощь. Во-первых, президент отдельно потребовал не взымать налоги с матпомощии компенсаций. Во-вторых, слух о «13% налога» пошел из-за публикации квитанции на 8300 рублей — типа, это «10 000 минут налог». Вот только квитанция это была из семьи на 6 человек, получившей 50 000 рублей еще до решения «всем по 10 тысяч» и 8333 рубля — это 50000 рублей разделить на 6 членов семьи. Да и 13% от 10 000 составило бы 8700 рублей. Добавим — кроме 10 000 рублей каждый пострадавший получит еще 150 000 рублей — не считая денег за разрушенное жилье и/или новое жилье «в натуральном виде».

Слух про расписку «я был оповещен» также сохранился только в интернете — за нее оппозиционеры приняли расписку о получении матпомощи, в которой звучало «вы оповещены, что находитесь в зоне ЧС» и не разобрались, что «оповещены» относится к нынешней ситуации. Кстати, распространявшие этот слух оппозиционеры даже извинились перед читателями.

О причинах наводнения давно уже размусолено сотней СМИ и местными жителями — никакой Новороссийск, никакие гособъекты или нефтеналивные терминалы физически не могли быть затоплены волной из Неберджаевского водохранилища — они или находятся выше Крымска, или за 200-метровой горой.

Про вертолеты, якобы «опыляющие» город «неизвестной химией» и вовсе смешно. Аргументом «МК» называет … респираторы на лицах сотрудников ГИБДД. Здесь даже не надо вспоминать панику позапрошлой зимы с «легочной чумой», когда увидев военный вертолет жители одного из городов запустили слух «опыляют» — после чего мэру пришлось стоять на улице, доказывая — никакого «опыления» нет. Просто респираторы на лицах гаишников надеты из-за того, что они постоянно стоят на дорогах, по которым носятся грузовики с мусором, цементом, глиной, илом и ПЫЛЯТ. Во всех смыслах. Но сделать из этого вывод об «опылении» — это надо уметь, конечно. Или очень хотеть устроить пропаганду на уровне фашистской агитации.

Аналогичная история с «наличностью из Сбербанка» — во-первых, есть лишь единичные случаи спасения денег сотрудниками отделений, причем в частном порядке. Не зря же в Крымск в том числе приехали представители Сбербанка — и решить вопрос с выплатами на сберкнижки, и учесть испорченную в результате наводнения наличность и документы в отделениях в нижней части города.

О цифрах в журналах учета трупов и на бирках объяснение было дано сотрудниками тех же моргов, причем даже не журналистам, а волонтерам. Все эти «552» означали не «количество погибших сегодня», а порядковые номера трупов. Или кто-то считает, что с начала года в Крымске никто не умирал? Умирали, к сожалению. Кстати, об охране моргов — это нормальная международная практика, когда полиция охраняет их после ЧП. Возьмите Новый Орлеан — там нацгвардия взяла под охрану морги соседних городов, хотя там не было трупов из зоны катастрофы. Зачем? А чтобы родственники жителей Нового Орлеана не начали врываться в морги «а вдруг тут трупы, а вдруг тут мои родные?»

По его словам, о фальсификации свидетельствует тот факт, что в списках погибших отсутствуют приезжие отдыхающие и гастарбайтеры. Крымский район стремительно строится. Тех же таджиков здесь очень много. Они живут, как скот, по подвалам и сараям, на отшибах возле рек. Гидроудар должен был смести сотни строителей, но ни один из них в списках погибших не значится. Я пытался поговорить с группой строителей-азиатов в оранжевых робах с надписью «Rodina», но не смог: русский язык никто из них не знает.

Если можно употребить здесь слово «забавно», то действительно забавно — каких туристов нашел «журналист» в абсолютно нетуристическом Крымске, в 100 километрах от моря? Тем более — в нижней, «дачной» его части? Пропали бы гастарбайтеры — они обязательно оказались бы в моргах соседних городов или в захоронениях. Единственное такое захоронение — вызвавшее, кстати, серьезный шум в блогосфере и СМИ — оказалось захоронением лиц БОМЖ, скончавшихся в больницах и на улицах Крымска еще до наводнения. Наше кладбище заключило договор с управой города Краснодара на захоронения останков тел отказников и бомжей. Их складировали в морге, а потом скопом к нам привезли»,- рассказали «Новому региону» местные, объяснив — морг Крымска потребовался для погибших от наводнения.

Совершенно дикий и нелогичный слух про то, что гуманитарную помощь якобы разрешали получать только из рук ЕР или с ее логотипами. Бредовее некуда — а какую тогда помощь раздавали и раздают волонтеры, рассказывающие как все эти дни ее с удовольствием брали? Единоросскую, что ли? Да и лидеры «провластных» и «оппозиционных» волонтеров заявили и проследили — гуманитарная помощь распространяется всеми, безо всякой политики.

О переносе лагеря волонтеров «на край города». Вообще-то, лагерь волонтеров перенесли не в чистое поле, а к лагерям МЧС, военных, и т.п. При этом упомянутый и.о. главы Крымского района Васильев (а не Васильева) не просто показал документ о необходимости переноса лагеря по санэпидтребованиям (если Вы были в Крымске — вы видели, что там творилось на жаре), но и поблагодарил волонтеров за проделанную работу и предложил помощь. По всем показателям волонтерам лучше рядом с МЧС и военными чем в центре города. — там обеспечена полевая баня, биотуалеты, врачи, питание, вода, и т.п. Про «теперь добираться далеко» также неправда — изначально лагерь волонтеров располагался не в зоне подтопления, да и волонтерам всегда предлагался транспорт до места работ. Как предлагали врачи и местные жители — «поставьте координатора с телефоном, он будет давать волонтерам адреса».

Хотя чего ожидать, если одним из источников информации «МК» оказался… экс-майор полиции Алексей Дымовский. Тот самый, который старается тут же выезжать на любое ЧП, где можно напомнить о себе и вероятен протест. Вспомните, как Дымовский моментально оказался в Междуреченске, когда там взорвалась «Распадская» — с заявлениями о том, что «уговорит милицию не бить протестующих» и «поддержит, если народ решит идти на Москву». Кстати, в свое время Дымовский стал «знаменем» либеральной оппозиции — до той поры, пока не начал «жидоедствовать».

Ну и напоследок — об очередном «аргументе» слухмейкеров и оппозиции. В репортаже «Вестей» от 19 июля прозвучали слова «Всего из бюджетов всех уровней на эти выплаты выделяют около 7 миллиардов рублей. Чуть больше половины — семьям погибших в результате стихии. Остальное — пострадавшим». Из этого горе-математики делают выводы — погибло от 1750 до 2000 человек, а горе-оппозиционеры распространяют слух как «страшную правду, о которой проговорились государственные «Вести». Правда при этом они «забывают» (или правда забывают?!) сказать — эта «половина суммы» идет не только на компенсацию за погибших, но и на компенсацию за имущество, восстановления и строительство домов взамен утраченных, и т.п. — о чем «Вести» также сообщили

Вывод? Отдают ли «журналисты» отчет, что таким образом они снова расшатывают ситуацию в пострадавшем городе и «взвинчивают» нервы и так переживших горе людей? А если человек так хотел помочь — почему же в его статье кроме слухов нет ничего про реальные проблемы граждан — да хоть о существующей, увы, бюрократии?

Так что… Если это не редакционное задание, то авторы использовали исключительно домыслы и слухи — с явной целью дезинформировать читателей и вызвать возмущение. Плюс, как писалось вначале — дать возможность ссылаться на «серьезное СМИ» для дальнейшего распространения слухов.

Что, как минимум, не является журналистикой, а как максимум — неэтично, подло и противозаконно.