http://tuofikea.ru/novelty

Как новые стандарты и нормативы усложняют жизнь россиян

С улиц российских городов в ближайшее время исчезнут многие пешеходные переходы, отмеченные «зеброй». Таковы последствия вступившего в силу ГОСТа по дорожной разметке. А вот ямы и выбоины на асфальте не исчезнут: их действующий ГОСТ признает допустимыми. По мнению экспертов, многие стандарты причиняют неудобство людям, например, вынуждают их жариться на солнце при поездках в городских автобусах, где шторки запрещены. Другие ГОСТы становятся поводом для коррупции, например, требование для ресторанов иметь «изысканное» меню, так как «изысканность» каждый проверяющий определяет по-своему.

Недавно сотрудники «Новых Известий» столкнулись с исчезновением одной из «зебр» на пути из метро в редакцию. Пропала «зебра» на Электрозаводской улице на месте пересечения с Преображенской. Ликвидируют «зебры» не только в столице. На днях администрация Рязани объявила, что с центральных улиц города уберут десять нерегулируемых пешеходных переходов. Аргументы чиновников: «зебры» увеличивают пробки в городе, а новый ГОСТ допускает, чтобы расстояние между соседними пешеходными переходами было до 300 метров, а не 120–150. Редакция же «НИ» пострадала из-за другого нововведения: «зебры» теперь положено убирать с тех перекрестков, где есть только транспортный светофор, а пешеходного – нет. В столичном ГИБДД на запрос «НИ» ответили рекомендацией использовать пешеходный переход возле расположенной по соседству автобусной остановки. Однако пешеходы все равно предпочитают не делать крюк в несколько сотен метров, а перебегать дорогу там, где была «зебра».

Зато ямы на российских дорогах были, есть и будут. Причем делать с ними ничего не надо, пока они не разрастутся до превышающих ГОСТ размеров: периметр больше 1,5 метра либо глубина – свыше пяти сантиметров. По данным ГИБДД, за минувший год плохое состояние российских дорог стало причиной 21% ДТП, в которых погибли около шести тыс. человек (9% от числа погибших в ДТП). Однако когда казанский адвокат Лаврентий Сичинава весной нынешнего года обратился в Верховный суд РФ с иском об отмене ГОСТа на ямы, а также на допущения, что выступ крышки канализационного люка может выступать на два сантиметра относительно дорожного покрытия, а решетка дождевика – на три, суд отказал, постановив, что проблема находится вне его компетенции.

«ГОСТов на ямы вообще быть не должно», – говорит «НИ» председатель московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. По его словам, нынешний ГОСТ существует, чтобы ограничить возможность пострадавших в ДТП взыскивать ущерб с дорожных служб. Сейчас это можно делать только в случае, если яма была больше положенной по ГОСТу и оставалась не огороженной. Кроме того, дорожники могут не обращать внимания на жалобы граждан по поводу выбоин и кочек, если все это не превышает тот самый ГОСТ. Отправленный в «Центр организации дорожного движения» запрос «НИ» по поводу целесообразности ГОСТа на ямы на момент подписания номера остался без ответа.

Разработкой ГОСТов в России могут заниматься как ведомства, так и предприниматели либо общественные объединения. При этом в положении о порядке разработки ГОСТов оговорено, что стандарты могут обновляться или отменяться «для поддержания соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны». Однако любые поправки требуют многочисленных согласований и единогласного одобрения всех затронутых ведомств: даже запись «Согласовано с замечаниями» не допускается. В результате борьба за изменение ГОСТа растягивается на годы.

К примеру, при подготовке покрытия детских площадок существующие нормативы позволяют ограничиться 10-сантиметровым слоем песка. Член Технического комитета «Оборудование детских площадок» Ирина Голицына утверждает, что этого недостаточно: ударопоглощающие свойства такого покрытия, равно как и естественного (земля, дерн), очень быстро снижаются. По данным же Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии, на детских площадках дети травмируются чаще, чем в ДТП. По мнению г-жи Голицыной, дерн и рыхлую землю в качестве покрытия детской площадки использовать вообще нельзя, а слой песка должен быть не меньше полуметра, чтобы ребенок мог безопасно падать с высоты до метра. При этом песок нужно постоянно подсыпать, так как он уносится ветром и дождевыми потоками.

Но, когда поправки в ГОСТ все же вносят, может оказаться, что многое из разрешенного вчера сегодня запрещено. Такая ситуация возникла в конце прошлого года, когда вступившие в силу поправки в ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах» сделали незаконной большую часть существующих рекламных конструкций. В частности, были запрещены перетяжки над дорогами, а минимальное расстояние от края проезжей части до ближайшего к нему края рекламной конструкции определили в пять метров. Это означало, что с узких улиц билборды должны исчезнуть вовсе. Массовый снос рекламных конструкций предотвратило разъяснение, что поправки касаются новых разрешений, а старые будут действовать до окончания срока, на который выданы.

Нечеткость формулировок в ГОСТах может стать поводом для коррупции. Например, рестораны делятся на три класса – «люкс», «высший» и «первый». Отнесение к определенному классу влияет на размер ресторанной наценки. В то же время четких градаций ГОСТ «Общественное питание. Классификация предприятий» не предусматривает. Например, у ресторанов класса «люкс» интерьер должен быть «изысканным и роскошным», у ресторанов высшего класса – «оригинальным», у ресторанов первого класса – «гармоничным». Или ассортимент оригинальных блюд у ресторанов класса «люкс» должен быть «широким», а у ресторанов высшего и первого классов – «разнообразным». Еще одно требование к ресторану класса «люкс» – наличие на столах скатертей с вышитым логотипом заведения. Без скатерти это будет уже не «люкс». Директор Института питания Российской академии медицинских наук Виктор Тутельян пояснил «НИ», что эти критерии «почти международные», однако признал, что «изысканность» – критерий «фантазийный» и научного обоснования ему нет.

Иногда ГОСТ меняют в угоду производителям вредной для человека продукции. Например, в советском ГОСТе 1972 года этиловый спирт относился к «сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы». В российском же ГОСТе 1993 года упоминание про наркотик исчезло, и осталась только «легковоспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом».

В том, что пассажирам городских автобусов негде спрятаться от жары во время стояния в пробках, также виноват ГОСТ «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Документ запрещает использование шторок в городских автобусах и разрешает это делать только в междугородних и туристских, где все места – сидячие. Единственное разрешенное ГОСТом средство для защиты пассажиров от солнца – покрытие верхней части стекол тонировочной пленкой.