http://tuofikea.ru/novelty

Ужасы антиклерикализма

Друзья мои, я уважаю ваше право не думать так, как думаю я. Но я ожидаю ответного чувства. Когда вы пишите слова «православие головного мозга», «гундяевка», думайте не об абстрактном попе из сказки о Балде, а думайте, что вы в этот момент говорите обо мне, о моей маме, о моем близком друге, докторе физических наук, о многих других образованных и не очень образованных, но чрезвычайно достойных людях, для которых православие — это важная часть их личности и жизни. Для которых жизнь церкви — это больше, чем то, что вы видите по телевизору или обсуждаете в интернете. Я не прошу вас ни понять эту жизнь, ни тем более принять. Я прошу просто не оскорблять походя людей, которые этого никак не заслужили.

Когда кто-то говорит «чурка», «черножопый» или еще что-то в таком роде, то я представляю не абстрактного понаехавшего, а моих друзей и прекрасных людей, азербайджанцев, армян, таджиков по национальности, и мне хочется дать в лицо каждому, кто вот так просто, не думая, раскидывается такими словами в отношении людей, которых я бесконечно уважаю и люблю. Когда кто-то говорит «п***расы» я тоже вспоминаю хороших людей, которые сделали мне много хорошего и по-человечески заслуживают только уважения, но — так случилось — у них иная сексуальная ориентация.

Вот я тоже хотел бы, чтобы вы, повторяя не очень остроумные остроты, взвешивали слова и думали обо мне, а не об абстрактных клерикалах.

Вся история с Пусси Райот — это не история о том, правильно или неправильно поступили девочки, выступив в храме (меня лично это выступление — или его имитация — покробило). И не история о том, хороша православная церковь или нет. (Это именно те фальшивые дилеммы в которые нас хотят погрузить, чтобы отвлечь от главного.) Это история о том, что у нас нет правосудия, и в этой ситуации хоть ты панк из храма, хоть глава Крымска — тебе не видать ни справедливого суда, ни разбирательства. «Проблемы клерикализма» просто не было бы при нормальном суде и нормальном следствии. И лозунг должен быть «Справедливости для Pussy Riot», а не просто «поддержим Pussy Riot» или что-то в этом духе. Именно несоразмерность наказания проступку, произвольность и наглость его применения шокирует, а не тот факт, что кто-то считает «панк-молебен» проступком. Мы спорим не о том.

Нас разводят, как детей, и мы охотно ведемся. Создавая ложные дилеммы, «если ты не за Pussy Riot, ты за Путина», или «если ты за РПЦ, ты за Путина», оскорбляя друг друга, походя, не думая, шуточками, мы заставляем друг друга принимать стороны, которые мы иначе не хотим принимать. Нам нужно объединяться, чтобы что-то менять, а не делиться бесконечно, не искать, что нас разъединяет.

Давайте искать те лозунги, которые нас смогут объединить, а не развести по разные стороны. Ну, что за глупые акции с разноцветными ленточками привязанными к свечам? Что за попытки провести какие-то скоморошьи молебны? Ведь если кто-то хочет протестовать против, скажем, политики иранских властей, он же не пойдете срать под дверью каких-нибудь иранских эмигрантов или не станет писать на стене иранского детского сада «Иран — говно».

То же самое — призывами к глупым показушным акциям в храмах, которые заденут чувства конкретных людей, призывами фактически делать назло, усугублять глупость и бестактность новой глупостью и бестактностью, некоторые активисты лишь оскорбляют людей, дискредитируют прекрасный порыв, который объединил граждан (в том числе и православных) на Болотной площади. Такие люди ничем не отличаются от разного рода хоругвеносцев. Им тоже наплевать на то, что чувствуют люди. Им важно, как круто чувствуют они сами.

В общем, давайте будем мудрее. Если вы считаете, что у меня «православие головного мозга», то можете, например, сказать «Дмитрий, вы глупы» или «Дмитрий, ваша конфессиональная принадлежность мешает мне всерьез принимать вашу позицию» — просто назовите вещи своими именами, скажите то, что вы на самом деле думаете, а не прячьтесь за как бы между делом оброненными остроумностями.