http://tuofikea.ru/novelty

Уроки истории: кто научил гаишников брать взятки

В воскресенье инспектора всего постсоветского пространства празднуют свой профессиональный праздник. «Комментарии» вспомнили историю появления «волшебного» жезла, ПДД и штрафов «В России две беды – дураки и дороги». И если вокруг авторства этой фразы исследователи спорят до сих пор, то дискуссия о необходимости контролировать на дорогах в российской империи отпала давно. Начиная с 15 века власти издавали различные указы о правилах поведения на почтовых трактах, ввели одностороннее движение, определили условия обгона транспортных средств (например, на мостах). В 18-м веке ввели и первые «штрафы» за нарушение этих правил: бить кнутом и ссылать на каторгу. Функции контролировать соблюдение возницами и всадниками правил ПДД возложили на полицейских.

Появление автомобиля изначально не добавило полицейским много работы. По подсчетам историков, в предреволюционной России насчитывалось не более 12 тысяч автомобилей. Поэтому, для водителей не устанавливали ни жестких правил вождения, ни заоблачных штрафов. Одно из немногих существовавших ограничений в те времена – не превышать скорость в 20 верст (чуть больше 21 км). И никаких светофоров, пешеходных переходов и регулировщиков.

Хотя в том же Берлине регулировщики появляются на улицах еще в 1902 году. Но в России эту идею не восприняли. Ограничились вооружением в 1907 году полицейских белой тростью, которая и стала прототипом будущего «волшебного» жезла гаишников.

Правда, после прихода к власти большевиков, «трость регулировщика» решено было отменить – как пережиток прошлого. Но в 1922 году решено было жезл восстановить в правах. Правда, по тогдашней моде, был он красного цвета.

Кстати, первый светофор в СССР появился только зимой 1930 года. Сначала в Москве, а потом в Ленинграде. В Европе и США к этому времени этот «автоматический регулировщик» был уже привычным явлением на оживленных перекрестках. Кстати, первый светофор был изобретен англичанами и установлен в Лондоне в 1868 году. Это был вращающийся газовый фонарь, который давал сигналы красного и зеленого цветов. Однако, насладиться этим изобретением на полную лондонским пешеходам не довелось: фонарь взорвался и ранил полицейского. После этого инцидента на сорок лет мир забыл о светофорах.

Но вернемся к «работникам дороги». Собственно, нынешние гаишники с полным правом могут именовать себя «внучатыми Ильича», как советские пионеры.

Именно Ленин в 1920–м году подписал Декрет Совета Народных Комиссаров (тогдашнее правительство) «Об автодвижении по г.Москве и ее окрестностям» (Правила). Этим документом определялся порядок использования автомобилей, вводились водительские удостоверения и путевые листы, устанавливалось ограничение скорости (25 верст для автомобилей и мотоциклов, 15 – для грузовиков). Упомянутый документ предусматривал также и создание органа, который будет контролировать выполнение правил дорожного движения – Автоинспекции.

Хотя первое положение Государственной автоинспекции появилось только в 3 июля 1936 года. Собственно, эту дату сами работники автоинспекции и отмечают. Именно в этот день 75 лет появляется Постановление Совета Народных Комиссаров № 1182, которым были определены основные функции ГАИ, права и обязанности, а также система обеспечения безопасности на дорогах страны. Тогда же был усилен контроль за выполнение правил дорожного движения, был введен техосмотр.

Отметим, что сами ПДД в том виде, в котором мы знаем их сегодня, появились в СССР только в 1940-м. Хотя еще 20 лет правила дорожного движения в разных республиках отличались друг от друга. И только в 1961 году (одновременно с денежной реформой) в Советском Союзе были введены единые для всей страны «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР». Позже в Правила неоднократно вносились изменения. А, собственно, украинские «Правила дорожнього руху» появились только спустя 3 года после обретения Незавсимости – в 1994-м.

Правда, в 2005 году ГАИ в Украине была ликвидирована. В первые же месяцы своего президентства Виктор Ющенко подписал Указ, по которому МВД в трехмесячный срок должно было расправиться со своим Департаментом ГАИ. «Я не позволю брать взятки на дорогах» — тогда пообещал Президент. Как и многие другие обещания украинских политиков, это тоже оказалось не выполнено. Со временем о ликвидации ГАИ по-тихому решили забыть. Более того, уже в 2008-м Виктор Ющенко не возражал против идеи Департамента в разы повысить штрафы за нарушение правил дорожного движения. А все реформирование Автоинспекции в тот период ограничилось увольнениями руководства за «средней палец», который сотрудник ГАИ показал Арсению Яценюку. Да еще ликвидацией стационарных постов, которые в этом году были торжественно возвращены на украинские дороги. Под обещания руководства Департамента немного «подкорректировать» правила движения и в очередной раз повысить штрафы за их нарушения. Новый же Президент также пообещал навести порядок на дорогах. Но пока все ограничилось дискуссией вокруг законности «визирей» и принятием очередной концепции «реформирования».