http://tuofikea.ru/novelty

Костина: планы бойкота закона об НКО — это демарш

Российским властям не стоит жестко реагировать на решение ряда правозащитников не выполнять новый закон о некоммерческих организациях (НКО), поскольку они могут начать «фронду», которая приведет к правовому коллапсу, заявила во вторник член Общественной палаты России Ольга Костина.

«В действиях наших традиционных, еще антисоветских правозащитников я ничего удивительного не вижу. Я думаю, что это политический демарш», — сказала Костина «Интерфаксу».

«Это показатель настроя на эскалацию», — заметила она. «Эта ситуация непростая и для властей. Если целая группа наших довольно известных коллег начнет такую фронду, то, известной степени, это будет правовой коллапс. Надо будет принимать меры или изменять закон», — сказала Костина.

По ее словам, ответные меры властей не должны быть жесткими. «Даже, если одна сторона идет на эскалацию, если это не жесткое, не на грани уголовного фола, нарушение закона, то, наверное, надо искать какие-то способы договариваться. Разумный компромисс возможен», — сказала Костина.«Надеюсь, что осенью будет до конца сформирован президентский Совет по правам человека, и власть будет использовать этот инструмент для того, чтобы найти компромиссное решение», — заявила член Общественной палаты.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 21 июля две крупнейшие российские правозащитные организации: «За права человека» и «Мемориал» заявили, что не намерены отказываться от иностранных грантов, но при этом не планируют регистрироваться в качестве иностранных агентов.

«Смешно, чтобы мы в испуге от этого закона начали отказываться от иностранных пожертвований. Это связано не только с тем, что нам трудно найти пожертвования в России, хотя мы это пытаемся делать и будем делать, но мы не видим ничего криминального и ничего порочащего в том, что мы получаем гранты от совершенно легальных иностранных организаций. Конечно, мы не будем отказываться», – сказал глава «Мемориала» Олег Орлов.

«Мы объявляем кампанию гражданского неповиновения этому закону», – сказал лидер движения «За права человека» Лев Пономарев.

Старейшая в России правозащитная организация, Московская Хельсинкская группа, также заявила, что не хочет называться «иностранным агентом» и отказывается от западных грантов.

Алексеева заявила, что МХГ разрабатывает схему сбора пожертвований в интернете. «Мы попробуем начать новую эру — работать на российские деньги. Придется ограничить программы, сократить штат», — сообщила Алексеева, которой исполнилось 85 лет.

«Я собираюсь в пользу МХГ продать коллекцию гжельского фарфора. У меня весь дом заставлен гжелью, буду устраивать аукцион. Продам художественные альбомы. Какое-то время мы продержимся. Но от каких-то программ — просветительских и мониторинговых — мы откажемся, они затратны», — сказала глава МХГ.

В субботу президент России Владимир Путин подписал закон о НКО, которые выполняют функции иностранного агента.

Напомним, ранее Госдума приняла поправки в закон о некоммерческих организациях, получающих иностранное финансирование и занимающихся политической деятельностью.

Уже этой осенью многим из таких организаций придется публиковать во всех своих книгах и брошюрах информацию о том, что они являются иностранными агентами, а также подвергаться постоянным проверкам. Попытки обойти закон будут караться штрафами и даже грозить учредителям таких НКО в России реальными уголовными сроками.