http://tuofikea.ru/novelty

Грузия: детская бедность — проблема для взрослых

В Грузии снизился процент бедных семей, однако существующие схемы социальной защиты полностью не отвечают нуждам детей в бедных семьях. Каждый четвертый ребенок в Грузии продолжает жить в бедности, говорится в документе ЮНИСЕФ.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) призывает правительство Грузии выделить дополнительные средства для снижения детской бедности, уровень которой остается высоким в Грузии.

В представленном документе, основанном на исследованиях благосостояния в стране в 2009 и 2011 годах, видна позитивная тенденция: уровень бедности в Грузии в целом за этот период снизился.

Согласно исследованию за этот период процент семей, живущих за чертой относительной бедности, снизился с 24% до 22%. При этом улучшилось и положение детей – процент детей, живущих в бедных семьях, снизился с 28 до 25.

Но, несмотря на реформы последних лет в стране и экономический рост, показатель бедности в Грузии остается высоким, особенно среди детей. Около 77 тысяч детей продолжают жить в крайней бедности.

Самые незащищенные

Бела Кухилава каждое утро со своим десятимесячным ребенком едет из города Рустави в центр столицы. Здесь, недалеко от станции метро, она сидит практически целый день в надежде на подаяние.

«Ну здесь хоть что-то перепадает, в Рустави ничего не выходило, — говорит она. – Если бы не дети, я бы этим не занималась».

По ее словам, ее муж не работает. Все, что они получают — это пособие как вынужденные переселенцы — 28 лари (около 16 долларов) на человека и иногда бесплатные обеды.

Сама она родилась в Гальском районе Абхазии и не имеет даже школьного образования. Поэтому, ей приходиться «заниматься этим» – попрошайничать.

«Моя мама умерла при родах, папа хотел оставить в детском доме. Но мой дедушка не согласился, и я росла с ним, — говорит она. — Но в школу он меня не отдал, говорил и так по дому дел полно».

Старший сын Белы, пятилетний Николоз, находится на попечении государства. Берет она его только по выходным.

Согласно исследованию, дети, которые живут в бедности, с большой вероятностью останутся бедными на протяжении всей жизни. Между тем именно бедность толкает многих в Грузии на то, чтобы оставить ребенка на попечение государства.

В этом плане, по словам экспертов, в последние годы правительство Грузии предприняло значительные шаги для того, чтобы все дети были возвращены в семьи или, по крайней мере, росли в близкой к семейной среде.

За возвращение ребенка в семью предлагаются различные льготы, в том числе и медицинское страхование ребенка и, в случае необходимости, возможность пользоваться так называемым дневным центром.

Однако такая поддержка предлагается только по возвращению ребенка в семью.

Бела говорит, что помощь от государства — это талон, на который она может приобрести детское питание для своего младшего сына.

Но Николоза возвращать она опасается. По ее словам, она боится, что ему придется проводить время с ней на улицах Тбилиси.

«Он не хочет там оставаться, но, я думаю, ему там лучше Он даже на выходные у меня такие блюда просит! Видно его хорошо там кормят», — говорит она.

Правительство обещает

Сегодня одними из основных инструментов государственных социальных программ остаются пенсии и так называемая целевая социальная помощь, получить которую семьи могут после визита социального агента.

При этом помощь, которую получают семьи, зависит от данных о социально-экономическом положении, которые вносятся в базу данных, а положение семей оценивается по рейтинговой системе.

Набравшие не более 57 тысяч баллов семьи, получают финансовую помощь — 30 лари (около 18 долларов) за первого и по 24 (немногим более 14 долларов) за каждого последующего члена семьи.

Следующая категория семей, то есть набравшие до 70001 балла могут пользоваться государственной программой страхования здоровья.

По словам министра труда, здравоохранения и социальной защиты Зураба Чиаберашвили, сегодня до 400 тысяч человек попадают в первую категорию, то есть получают финансовую помощь и страховку от государства.

Правительство обещает расширение социальных программ в ближайшем будущем, в том числе и увеличение пенсий, и обеспечение медицинским страхованием всех детей до 6 лет.

«С первого сентября более 550 тысяч пенсионеров будет застрахованы, и раздача полисов вместе с пенсиями уже осуществляется. В Грузии более 250 тысяч детей от до 5 лет включительно, к которым полисы страхования придут почтой», — пообещал Чиаберашвили.

Государство также будет работать над более эффективным осуществлением социальной помощи, говорит Чиаберашвили.

По его словам, до сих пор есть семьи, которые получают социальную помощь, несмотря на то, что они в ней не нуждаются.

Инвестиция в будущее

По словам руководителя программ по защите детей Детского фонда ООН в Грузии Аарона Гринберга, в целом в Грузии, в плане социальной защиты дела обстоят лучше, чем во многих постсоветских странах. Грузия тратит значительные средства на пенсии и программу целевой социальной помощи.

«Мы видим снижение бедности, потому что правительство выделяет больше средств малоимущим, — говорит в интервью Би-би-си Гринберг. — Однако, при этом о детях забывают. Ни одна из этих льгот не создана исключительно для детей и особенно семей с детьми».

ЮНИСЕФ в дискуссионном документе рассматривает несколько альтернатив, которые могут помочь в борьбе с детской бедностью — увеличение целевой социальной денежной помощи на 50% или 100% или получение такой помощи семьям, набравшим до 100 тысяч очков.

Еще одна альтернатива, согласно организации, является введение всеобщих детских льгот — предоставление финансовой поддержки за каждого ребенка в возрасте до 16 лет.

В последнем случае, выплаты на каждого ребенка, 30 лари в месяц, государству придется потратить около 25 млн лари в месяц, но вместе с обещанным ростом пенсий и при условии неизменности всех других параметров, почти 60% детей будут спасены от крайней бедности, отмечается в документе ЮНИСЕФ.

«Несмотря на то, что [детские всеобщие льготы] не всегда политически самый популярный шаг, доказательства указывают на то, что это принесет самый большой эффект в кратчайшие сроки, — говорит Гринберг. — Будущее Грузии в детях и этих семьях, в которых растут дети, и эта инвестиция — инвестиция в настоящее и будущее Грузии».