http://tuofikea.ru/novelty

«Дело Михаила Суходольского» разваливается

Обвинения против ФГУП «Охрана» начали снимать

Уголовное дело «о мошенничестве во ФГУП «Охрана» — предприятии, созданном по инициативе бывшего первого замглавы МВД России Михаила Суходольского, вполне возможно, скоро признают «спором хозяйствующих субъектов». Во-всяком случае, в отношении двух из четырех его фигурантов — бывшего гендиректора «Охраны» Андрея Комиссарова и финансового директора Дарьи Шиншиной, уже прекращено уголовное преследование за недоказанностью факта преступления. Это дело, напомним, связывали с конфликтом, возникшим в свое время между министром Нургалиевым и его первым замом Суходольским, который также фигурировал в его материалах. Вынужденный в этой связи какое-то время скрываться за границей, генерал Суходольский после ухода Нургалиева в отставку, вернулся в Россию и сегодня отмечает ровно 30 лет своей службы в МВД. Впрочем, его дальнейшая судьба в этом ведомстве пока так и не разрешена.

Речь идет о ФГУП «Охрана» МВД России — предприятии, имеющем 81 филиал в 78 субъектах страны, на котором трудятся более 60 тысяч человек. В свое время это предприятие было выделено из вневедомственной охраны, которой руководил Суходольский.

Уголовное дело по статье «мошенничество в особо крупном размере» в отношении неустановленных лиц было возбуждено 5 декабря 2011. В нем следствие вело речь о закупках оборудования и спецтехники по завышенным ценам, в том числе у компании, соучредителем которой является сын Суходольского Григорий. Чуть позже появилось еще одно — о злоупотреблении должностными полномочиями гендиректором «Охраны» Комиссаровым. Вскоре подобные подозрения были выдвинуты и против финансового директора предприятия Дарьи Шиншиной. Наряду с этими двумя в качестве подозреваемых проходили предыдущий гендиректор предприятия Дмитрий Ложкин и замдиректора Александр Борисенко.

По времени это обстоятельство совпало с тем, что Суходольского стали все чаще называть наиболее вероятным преемником главы МВД Рашида Нургалиева, которому прочили скорую отставку в связи с непрекращающимися скандалами в ведомстве.

Тогда же Суходольского с поста первого замминистра отправили руководить питерской полицией, где был уволен прежний начальник после скандала со смертью подростка в одном из местных ОВД.

А вскоре генерал и сам оказался в центре скандала: он «завернул» комиссию из 60 чиновников, направленных Рашидом Нургалиевым проверить работу питерского главка, объяснив это тем, что проверка мешает работе полиции и угрожает дестабилизацией обстановки на выборах президента.

И снова совпадение по времени: именно в этот момент дела «Охраны» объединяют и всем фигурантам предъявляют обвинение. Комиссарову и Шиншиной, в частности, — в злоупотреблении должностными полномочиями.

Адвокат Дарьи Шиншиной Лариса Мове рассказала «МК», что как минимум заключение ее подзащитной под домашний арест она может связывать именно с ситуацией, сложившейся тогда вокруг Михаила Суходольского.

— Ее поместили под домашний арест с запретом подписи каких-либо документов, возможности использовать любые средства связи, а ведь она финансовый директор, — рассказала «МК» адвокат. — Ей тогда вообще запретили выходить из дома, она не могла даже подышать свежим воздухом. Когда я ее увидела, она весила 36 килограмм…

Это, по убеждению адвоката, совершенно необоснованные меры как для женщины, так и для такого дела, которое оказалось неоднозначным.

Обыск прошел и в квартире Михаила Суходольского, но он вместе с сыном успел уехать в Израиль, откуда комментировал «МК» происходящее таким образом: «По итогам 2010 года у ФГУП „Охрана» имелась прибыль, которую предприятие могло потратить на свое усмотрение. Было принято решение оказать благотворительную помощь подразделениям полиции, оснастив необходимыми техническими средствами. Из 200 млн рублей, которые было решено направить на эти цели, 150 млн рублей ФГУП собрался потратить на оснащение петербургской полиции. Передача закупленного проводилась через Росимущество. В сделках не участвовали никакие фирмы-посредники, а машины, производившиеся в Петербурге и Ленобласти, покупались прямо с заводов. Абсурдность ситуации в том, что ФГУП постоянно проверяют в связи с его фактически благотворительной деятельностью. Почему все пытаются найти некие странные схемы в ситуации, когда речь идет не о бюджетных деньгах, а о прибыли, которую, подчеркну еще раз, предприятие вообще могло израсходовать как угодно…»

Ну а потом произошла смена министра МВД. И в мае Михаил Суходольский решил вернуться в Москву. А на днях и уголовное дело «Охраны» претерпело некоторые серьезные изменения. С Андрея Комиссарова и Дарьи Шиншиной сняли обвинения.

— Мы получили на руки документ о том, что принятое ранее постановление о привлечении к уголовной ответственности моей подзащитной отменено, — рассказала «МК» адвокат Мове. — В этом же постановлении содержится аналогичная информация и о Комиссарове.

— На каком основании?

— На том, что следователи так и не определились, имело ли там место мошенничество, злоупотребления или это был стандартный бизнес-проект?

— Как это понимать? А раньше они были уверены в том, что это было именно преступление?

— Что касается моей подзащитной, то ее привлекли к уголовной ответственности по рапорту оперативника, который решил, что в ее действиях есть признаки преступления. Но он, как выяснилось, не видит разницы между гражданским и уголовным кодексами.

— По вашему мнению, такой вопрос должен был решать кто-то другой? Кто?

— Как минимум, специалист должен был посмотреть, есть там нарушения или нет? Бухгалтер, а не оперативник. И только после тщательной проверки можно было решать, привлекать людей к ответственности или нет.

— Как вы считаете, могут подобные постановления — о прекращении уголовного преследования — появиться и в отношении оставшихся двух фигурантов? Дело ведь пока не закрыто?

— Да, оно пока остается. Но заниматься предположениями в отношении остальных фигурантов я не могу, поскольку не знакомилась с их ситуацией.

Между тем, сегодня Михаил Суходольский отмечает ровно 30 лет своей «выслуги». Начинал он службу в вооруженных силах СССР, потом решил продолжить ее в милиции. Дослужился до первого замминистра МВД.

— Будучи на этой должности, он курировал ряд важных направлений деятельности ведомства, — рассказывают «МК» его коллеги. — В частности, именно его заслугой является новый уровень материально-техническонго оснащения спецплодразделений полиции: в спецназ начали поставлять новейшие образцы вооружения, спецтехники, экипировки.

— Можете их перечислить?

— Например, австрийский пистолет Глок, который стоит на вооружении спецназов всех ведущих стран, устройство для срельбы из-за угла, специальная полицейская машина Тигр, снайперские винтовки. Ему же принадлежит заслуга по созданию и развитию авиации органов внутренних дел. А работа экспертно-криминалистических подрзделений вышла на ноый уровень, в частности, за счет поступивших в распоряжение современных лабораторий для проведения ДНК-экспертиз…

— А что с Михаилом Игоревичем происходит сейчас? Говорили об его скором увольнении.

— Из МВД он не уволен, сейчас находится в отпуске и ждет решения руководства страны.