http://tuofikea.ru/novelty

Нету хлеба — жуй пирог

Жара в России — явление не столько климатическое, сколько эмоциональное. Температура воздуха еще не превысила 30-градусную отметку (по крайней мере в Петербурге), но у некоторых сограждан мозги уже начинают плавиться.

В группе риска — люди умственного труда: депутаты, чиновники и прочие функционеры. Их ум и в зимнее-то время перегрет от идей и замыслов, как облегчить жизнь «дорогим россиянам», а уж теперь-то и вовсе, как на сковородке! Составим шорт-лист самых «жареных» экономических предложений чиновного сословия федерального и местного масштаба.

Продажная подать

Гвоздь сезона — предложение председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова ввести в стране налог с продаж. Главный радетель за права трудящихся обосновал идею просто: новая подать обеспечит социальную справедливость. «Одно дело купить «Жигули», другое — Porsche», — резюмировал Шмаков.

О какой справедливости, однако, может идти речь, если введение налога с продаж тут же ударит по карману трудового люда? Напомним, что подобная подать существовала в современной России до 2004 г. Одним из поводов ее отмены стал рост цен на товары при многократной перепродаже или в процессе производства.

Еще стоит заметить, что в России уже действует усовершенствованный вариант «продажной подати» — налог на добавленную стоимость (НДС). Это единственный крупный оброк, автор которого доподлинно известен: французский финансист Морис Лоре. В отличие от Шмакова он стоял на защите интересов буржуазии, поэтому в 1954 г. предложил снизить налоговое бремя покупателей, отменив традиционный налог с оборота. Товары в процессе производства перевозились из одной европейской страны в другую, каждый раз накручивая стоимость на величину «продажной подати».

Лоре предложил изъять из налогообложения величину, которая уже была обложена налогом с оборота, и при каждой следующей операции облагать податью только добавленную стоимость (фонд заработной платы, прибыль и пр.) После обкатки новации в Кот-Д,Ивуаре с 1968 г. НДС был введен на всей территории Франции. В 1977 г. европейское сообщество утвердило НДС основным косвенным налогом для стран Старого Света. В России эта подать была введена с 1 января 1992 года.

К чему вся эта история? Человечество не даром ушло от налога с продаж к НДС — только так можно было и казну пополнять, и цену товаров не увеличивать. Сочетание НДС и налога с продаж — экономический реликт, как задние конечности у кита. Есть страны, не принявшие НДС: крупнейшая из них — США, где в каждом штате есть свой налог с продаж. Но касается он только розничной торговли, промышленный оборот на стадии производства товара не облагается этой податью.

Если бы инициатива о параллельном введении налога с продаж исходила от чиновников Минфина, это было бы понятно: с них требуют пополнения госбюджета любой ценой. Но это ведомство как раз-таки против инициативы Шмакова. Если бы главы регионов предложили заменить НДС (сбор от которого идет в федеральный бюджет) налогом с продаж (в Америке он поступает в казну штатов), это тоже было бы логично. Но как относиться к тому, что главный профсоюзный босс желает опустошить наши кошельки новым способом?

Приговор риелторов

Чиновники «на местах» не отстают от федеральных по части ура-заявлений. Не успело солнышко согреть невские воды, как Смольный выступил с революционным предложением: строить в Петербурге квартиры не менее 25 кв. м жилой площади! И вправду, зачем молодым семьям ютиться в малометражках и коммуналках, когда можно купить достойное жилье?

На деле подобные идеи демонстрируют не столько ум их генераторов, сколько оторванность от жизни простого народа — аналогично случаю с «продажной податью». Молодым семьям предлагается не доступное решение их жилищных проблем, а банковская кабала на приобретение лишних метров. Ведь 25 «жилых квадратов» — это квартира 40 кв. м общей площади.

Цена такой новостройки в современном Петербурге — 3 — 4 миллиона, в то время как студию или однушку в «хрущевке» можно купить за 2,5 млн руб. По-видимому, недостающие 1,5 — 2 миллиона чиновники предлагают занять. Молодому отцу-кормильцу, конечно, 15 — 20 тысяч ежемесячных выплат по ипотеке — «в самый раз».

Мы уже критиковали данную новацию, прозрачно намекая на интерес строителей (больше метров введут в строй), риелторов (выше комиссии) и банкиров (люди никуда не денутся — пойдут за кредитами). Но вот недавно с критикой предложения петербургских чиновников выступили… эксперты Гильдии управляющих и девелоперов. Даже заинтересованные в росте продаж недвижимости граждане заявили, что ограничение минимального метража жилой площади квартир в новостройках сделает невозможным приобретение собственного жилья для большинства жителей северной столицы.
А реалии «столичной» жизни таковы. По данным аналитиков, более 70% покупателей жилья в Петербурге ищут студию или однушку. В 2011 году в нашем городе было продано более 3,6 тыс. студий и 18,6 тыс. малогабаритных квартир. В этом году интерес к «скромному жилью» возрос. Только за I квартал 2012 года — 1,3 тысячи и 5,5 тысячи, соответственно.

В жаркое время «слуги народа» склонны изобретать новые оброки для своих господ

Агрессивно встретили новацию Смольного и застройщики: им выгодно строить то, что покупают, а не то, что «поправит статистику» чиновникам. Подсчитано, что половина продаж строящегося жилья в Петербурге приходится на объекты от 24 до 40 кв. м общей площади.

По сути, это единственная массовая альтернатива коммуналкам. Как традиционным (многокомнатные квартиры с разными соседями), так и «семейным» (когда под одной крышей живут несколько поколений одной семьи). Последний тип коллективного жилья вообще не учитывается статистикой, хотя именно этот сегмент «общежитий» растет год от года.

Сейчас в Северной Пальмире около 100 тыс. коммунальных квартир привычного образца (где комнаты — это физически выделенные доли общей собственности). Расселение коллективного жилья идет, но к нулю свести количество коммуналок вряд ли удастся: во многих случаях единственная возможность покончить с ними — подарить каждому владельцу комнаты 1 — 2 миллиона рублей, купив ему квартиру. Далеко не каждый инвестор на это подпишется, и не каждая коллективная квартира окупит эти вложения.

Жильцы коммуналок и сами бы не прочь покинуть свой «курятник», но единственная реальная альтернатива — студия. А их, по-видимому, городские власти вообще не хотят видеть в номенклатуре новостроек. Неужто столичный статус не позволяет? Тогда раздайте всем субсидии на улучшение жилищных условий. Нет средств в бюджете? В этом случае стоит семь раз подумать, перед тем как один раз сказать.