http://tuofikea.ru/novelty

Крымск: выводы для российского общества

После трагедии в Крымске в России в очередной раз заговорили о том, что власти страны не способны противодействовать чрезвычайным ситуациям и гражданскому обществу пора начать заниматься собственным спасением самостоятельно. Но вслед за эмоциями, вполне объяснимыми в первые дни после катастрофы, наступает время, когда надо хладнокровно ценить, какой элемент государственной системы не выполнил своих обязательств, на каком уровне наблюдается системный сбой, и где именно должно приложить свои знания, энергию и силы гражданское общество.

УРОВЕНЬ №1. КРЫМСК — СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ НЕТ?

Прежде всего надо понять: селевое наводнение в Крымске — это случайность, которую никто не предвидел? Что-то непредсказуемое и экстраординарное, как уверял губернатор Ткачев? Или это все же явление прогнозируемое, и даже ожидаемое? Ответ тут однозначный: любой пользователь сети может зайти на сайт РИА «Новости» и увидеть там карту прогноза чрезвычайных ситуаций в России на 2012 год, составленную по материалам официального прогноза МЧС.

На карте видны разноцветные точки, в том числе белые — это «риск схода лавин, оползней и селей». Одна из них как раз расположена на Северо-Западном Кавказе. Если такая карта доступна всему миру, то надо полагать, что она доступна и местным властям.

Мало того, на сайте МЧС можно найти и сам прогноз чрезвычайной обстановки, где сказано, что в 2012 г. риск чрезвычайной ситуации выше, чем в 2011 г. из-за повышения показателей опасных гидрометеорологических явлений, таких как сильные дожди. Наибольший риск возникновения ЧС прогнозируется в числе прочих регионов России и в Краснодарском крае. А именно оползневые, селевые и провально-суффозионные процессы. Сели Краснодарского края также упоминаются в качестве возможной причины чрезвычайной обстановки на автодорогах и железнодорожных путях.

В разделе об ожидаемой климатической обстановке прямо говорится, что на юге европейской России ожидается рост продолжительности и интенсивности жаркой погоды с небольшим уменьшением общего количества осадков летом при одновременном увеличении интенсивности ливневых осадков и увеличении частоты и размеров наводнений, вызванных интенсивными дождями. Гидрометцентр РФ за несколько часов до начала ливней дал соответствующий прогноз.

То есть и МЧС, и Гидрометцентр заблаговременно дали важную информацию, которая могла быть использована местными властями. Благодаря долгосрочному прогнозу можно было заранее начать готовиться к возможным ЧС, а прогноз метеорологов давал возможность проинформировать население об опасности и начать эвакуацию. Так что это звено в цепочке вполне добротное.

УРОВЕНЬ №2. КАТАСТРОФА ЛИЦОМ К ЛИЦУ

Но за скупыми строчками прогнозов МЧС и Гидромета местные власти могли не разобраться, во что все это выльется, не будет ли это ложной тревогой. Есть и такая версия, но насколько она оправдана? Ведь изучать сели в этом районе Кавказа начали не вчера, а в 1903 г. Так что сели в Крымске, Новороссийске, Геленджике — это никакая не новость.

1964 г. вышел специальный справочник «Сели СССР и меры борьбы с ними», в 1975 г. — атлас, в котором все эти селеопасные места были указаны. В сентябре 2008 г. в Пятигорске прошла международная конференция «Селевые потоки: катастрофы, риск, прогноз, защита», на которой был представлен доклад Ю.В.Ефремова и группы авторов «Селевые процессы на Западном и Северо-Западном Кавказе». В нем прямо говорилось, что с 1991 г. исследования селевой опасности прекратились, хотя все прогнозы говорят об увеличении ливневых осадков, что может привести к еще более страшным катастрофам.

Этот доклад был подготовлен специалистами Краснодарского университета, куда могли за советом отправиться и губернатор края, и мэр Крымска. Сходи они к ученым, съезди с ними в долины и в горы, обсуди, какие могут быть последствия мощных дождей, — глядишь, и прониклись бы ответственные лица естественнонаучной мудростью.

Получается, что даже имеющиеся научные данные не доходят ни до властных структур, ни до широкой общественности. Ученые не могут заниматься пропагандой научной информации, если для СМИ коммерчески выгоднее нести псевдонаучную ахинею. Власти, которые могли бы взять на себя эти расходы, то ли не хотят информировать общественность, то ли им это просто безразлично. А значит, это важное поле деятельности для общественных организаций и ответственных СМИ.

УРОВЕНЬ №3. БАБУШКАМ И КОШКАМ

Ставшая знаменитой фраза губернатора Ткачева о том, как информировать каждый дом, резко контрастирует с сложившейся практикой развитых стран. Тех государств, где люди постоянно испытывают удары стихии, как, например, в Японии, где глава местного совета, а то и муниципалитета не погнушается лично обходить жителей. Там упор как раз и делается на то, что информация о грядущей катастрофе должна дойти до каждого, и каждый обязан к этой угрозе подготовиться.

В США действует специальное федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям — FEMA. Его сайт (ready.gov) содержит рекомендации для простых американцев на случай чрезвычайной ситуации (у сайта есть полноценное зеркало на русском языке). Инструкции сразу начинаются с того, что предупреждают американца: помощь может задержаться в пути, поэтому нужно быть готовым заботиться о себе в течении первых трех суток. То есть помощь может поспеть и раньше, а может, и нет.

Поэтому американские спасатели рекомендуют каждому иметь дома следующий чрезвычайный набор: 5 литров воды на человека в день, трехдневный запас непортящейся еды, работающий на батарейках радиоприемник, фонарик, аптечку, свисток, противопылевой респиратор, полиэтиленовая пленка и скотч для создания локального убежища, влажные салфетки для личной гигиены, гаечный ключ, чтобы перекрыть водо- или теплоснабжение, консервный нож, карту местности и мобильный телефон с зарядным устройством от ручного генератора или солнечных батарей.

Скажите, уважаемые читатели: у кого дома собрана хотя бы половина перечисленного имущества? Тем более, что это комплект базовый, а есть еще и расширенный список. Подробно пересказывать эти руководства нет смысла — можно порекомендовать каждому прочесть эту инструкцию, благо она написана на хорошем русском языке.

Американцы понимают, что далеко не все пользуются компьютерами, поэтому не ограничиваются сайтами, а еще и печатают свои брошюры — в первую очередь, это важно для пожилых людей. Эти печатные брошюры, которые распространяются через школы и почту, касаются самых разных вопросов — есть даже инструкции, как эвакуировать своих кошек и собачек, черепашек и хомячков.

На сайте МЧС тоже имеется курс «Культуры безопасности жизнедеятельности», где в текстах и видеороликах даются рекомендации, как действовать в чрезвычайной ситуации. Но американский сайт несравнимо более удобен и легкочитаем, и информация там изложена коротко и ясно. А вот российский канцелярит читать очень трудно, хотя советы там тоже важные и полезные.

МЧС следовало бы подумать над тем, что в условиях опасности люди не могут долго разбираться в инструкциях. Гораздо полезнее было бы классифицировать действия по степени опасности. Например, при «желтой» угрозе можно забирать с собой кошку и спокойно идти в эвакопункт, при «оранжевой» — у вас времени полчаса, взять теплые вещи и прочее, а при «красной» — хватай деньги, лекарства, документы — и на крышу.

В деле обучения россиян поведению в чрезвычайных ситуациях есть недоработки. Местным властям, если они не хотят бегать ночью под дождем с громкоговорителем, необходимо наладить публикацию инструкций, которые бы выдавались пенсионерам с пенсией, школьникам — под расписку родителей в классах. Нужно было давным-давно организовывать занятия с школьниками и по месту жительства граждан. Вместе с тем, это тоже поле деятельности для общественных организаций. Лучше, если информации будет больше, чем меньше.

УРОВЕНЬ №4. ДОБРОВОЛЬНЫЕ СПАСАТЕЛИ

В активности волонтеров, которые едут помогать жителям Крымска и собирают для них необходимые вещи и деньги, многие видят слабость власти, которая, мол, сама сделать ничего не может. Но во многих развитых странах, на опыт которых принято ссылаться, добровольческое спасательное движение — это важнейшая часть сил противодействия чрезвычайным ситуациям.

Например, в Германии леса тушат именно добровольные пожарные дружины, которым власти просто приобретают необходимое оборудование и проводят их обучение. Профессиональные пожарные и спасатели существуют только в городах. Когда возникает возгорание в деревнях или лесах, там никто не ждет прибытия пожарных из города — добровольцы вполне могут начать операцию сами.

В Австралии, стране большой и малонаселенной, есть добровольная береговая охрана, добровольные чрезвычайные службы штатов, добровольная организация спасателей и даже такая экзотическая организация, как добровольная служба спасения жизни серферов Нового Южного Уэльса. Аналогичные организации есть и в других странах, в том числе и в России.

Но беда в том, что в России профессионалы не воспринимают их всерьез и просто не умеют с ними работать. Хотя при российских масштабах без развитой добровольческой службы не обойтись. Мало того, именно такие структуры, которые занимаются конкретным делом, и становятся зародышем настоящего гражданского общества.

Потому что свобода гражданина подразумевает и его ответственность за себя самого. Вы можете себе представить американских поселенцев на Диком Западе или русских первопроходцев в Сибири, которые ждали бы от властей помощи для строительства моста, пруда, дамбы или в тушении пожаров? Именно необходимость самим справляться с проблемами и сформировала навыки самоуправления.

Сейчас наступило время, когда всевозможные разрозненные спасательные организации, добровольные пожарные дружины, клубы защиты окружающей среды и любители наблюдать за природой должны объединиться. Для начала создать специализированную сеть, чтобы собирать информацию и координировать действия волонтеров, а также взаимодействовать с властями, и в первую очередь — на местах. Именно там, в поселковых и районных органах самоуправления должна формироваться новая система взаимоотношений общества и власти.

БУДЬ ГОТОВ

Трагедия в Крымске показала, что в случае чрезвычайной ситуации времени на раскачку не будет. Поэтому хочется еще раз обратить внимание на прогнозу МЧС на 2012 г. Что еще может ожидать Россию до конца года?

Сильные землетрясения с магнитудой более 7,5 баллов на Курилах, Сахалине и юге Камчатки.

Цунами у берегов Сахалина и Приморья интенсивностью до 5 баллов по шкале Имамури-Ииды-Соловьева с возможными чрезвычайными ситуациями регионального уровня (высота волны до 1 м).

Землетрясения с магнитудой более 6,5 баллов в Ставропольском и Краснодарском краях и республиках Северного Кавказа.

Природные пожары в Дальневосточном, Сибирском, Приволжском, Южном и Центральный федеральных округах.

Опасные метеорологические явления типа обильных осадков и сильного ветра, скорее всего, еще проявят себя на Дальнем Востоке, в Красноярском крае и Юге европейской части России. Все это связано с обвалами, оползнями и селями.

Инфекции. Прогнозируются эпидемии холеры на территории Южного и Дальневосточного федеральных округов

Не поленитесь, прочтите полный текст прогноза МЧС. Он касается также техногенных катастроф, распространения вредителей и заболеваний. Особо стоит обратить внимание на то, что из-за изменения климата в России будет и дальше возрастать число ЧС. Растет риск наводнений, оползней, разрушения зданий. Во многих регионах можно ждать волны жары, засухи, экстремальные осадки. И готовится к этому надо уже сегодня. Это ли не общая платформа для всех здравомыслящих людей?