http://tuofikea.ru/novelty

Телевидение, погрязшее в фуфле и бабле

С возвращением в эфир Первого канала шоу «Детектор лжи» Малахова стало вдвое больше., пишет Юрий Богомолов. Преумноженным оказался на минувшей неделе и без того нередкий гость нашего ТВ писатель Александр Проханов: четыре вечера подряд он рассказывал о себе как о верном и несгибаемом «солдате империи». И под занавес недели — град Крымск как новый знак беды. Беды, ставшей очередным испытанием для отечественного ТВ, которое оно, увы, в очередной раз не выдержало.

Скорбное предчувствие

Как и прежде, наши главные каналы остались в долгу перед народом по части оперативной информации о масштабе бедствия и о его причинах. Как и прежде, каналы не успели переверстать сетку вещания в тот же день, когда оно случилось. И в те часы, когда по разным информканалам множились вести о новых жертвах и разрушениях — вот уже город Крымск, подобно Тритону, по пояс в воду погружен, вот уже счет погибших перевалил за пятый десяток, вот их уже под сто, — на Первом лучезарный Дмитрий Дибров разыгрывает миллион рублей, а на «России» неунывающий Максим Галкин дразнит публику пачками купюр на сумму 12 миллионов рэ.

Виновата в еще большей степени общая атмосфера, которую можно охарактеризовать медицинским термином «скорбное бесчувствие»

…Вот их (жертв) уже перевалило за сотню. Первый начинает «Жестокие игры» в далекой Аргентине, где много воды, где шоу-бизнесмены весело преодолевают изощренные препятствия с неизбежным купанием в морской воде, свободной от ила и трупов. Завершая это шоу, мачо Кирилл Набутов напутствовал зрителей словами: «Истинная жестокость — удел слабых».

К чему бы это? — подумал я. Последовавшие затем репортажи с места трагедии дали ответ. Мы увидели, что «слабость» функционеров из администрации края, не сумевших предупредить о беде своих жителей, обернулась жестокостью по отношению к ним.

…А поутру граждане проснулись. Правда, не все. Те, кто выжили, могли посмотреть по телевизору после новостной хроники потопа регионального масштаба «Необыкновенный концерт». Мультипликационный конферансье с ходу предложил нам «искупаться» (опять купаться) в оптимистическом творчестве композитора Людмилы Лядовой. Исполнительница Ирина Бржевская запела: «Быстрее всех ракеты наши мчатся. И все дела у нас, конечно, хороши. Так почему, друзья, нам не смеяться, так почему ж не веселиться от души…» Снова, стало быть, искупались в воде без ила и трупов.

Разумеется, в такого рода телебестактностях по отношению к горю тысяч людей не виноваты ни Лядова с Бржевской, ни Галкин с Дибровым. Их подставили. Виноваты, по моему глубокому убеждению, ответственные за репертуар топ-менеджеры каналов. Виновата в еще большей степени общая атмосфера, которую можно охарактеризовать медицинским термином «скорбное бесчувствие».

Грань между естественной, живой сердечностью и омертвевшими моральными узами делается все менее заметной

Четверть века назад вышла в прокат картина Александра Сокурова, которая так и называлась «Скорбное бесчувствие». То была вольная экранизация пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Прошлый век. Герои почти позапрошлого века. А смысл фильма имеет непосредственное отношение к нашему времени: грань между естественной, живой сердечностью и омертвевшими моральными узами делается все менее заметной. И телевизор этот процесс проявляет с обескураживающей наготой. И не только в таких экстраординарных случаях, как нынешний. Или, как в том, когда утонула «Булгария».

Это случаи из ряда вон, это — эксцессы. А под ними, пред ними — процесс. Его будни — программы Малахова, Зеленского, Закошанского, передачи типа «Ты не поверишь», «Русские сенсации» и т.д.

Солдаты империй

Если Александр Проханов называет себя солдатом «Красной империи», то шоуменов Малахова с Зеленским можно по праву поименовать солдатами «Желтой империи». Их работа — паразитирование на скандалах в знатных семействах. На болях и обидах простых людей — тоже. Но лучше всего товар продается, когда подворачивается случай покопаться в белье известного человека.

…Сначала они потрошили матримониальные отношения звезд кино и шоу-бизнеса. Потом тешились их внебрачными радостями. Затем занялись их родителями. Милое дело — тяжбы родственников по поводу имущества покойных знаменитостей. Теперь все больше грифы-шоумены кружат вокруг деток звездных родителей. Как законных, а лучше незаконных.

С рождением суррогатной дочери Киркорова была открыта новая рейтинговая жила. Более прочих старается Малахов. Он организовал в своей студии праздник по случаю первенца поп-короля. Не успели его подданные отликовать, а уже и второй младенец подоспел. Но собрать в студии вторую столь же достойную тусовку, видимо, не было времени, да и друзья, возможно, несколько охладели в своих восторгах по отношению к вневокальным способностям кумира миллионов…

Так или иначе, но Малахов рискнул пойти на невинный, но приятный для именинника подлог, на который обратила внимание моя коллега, телекритик Ирина Петровская. В гости к Филиппу пришли все те же друзья с теми же подарками, что приходили к нему год назад, когда он праздновал свой день рождения. Фокус состоял в том, что за основу была взята старая программа, подчищена от подробностей, выдающих ее повод и время ее записи. Но это только присказка, сказка будет продолжена, когда Киркоров надумает крестить мальчика…