http://tuofikea.ru/novelty

Москва: муляжи на руинах

На минувшей неделе главный архитектор столицы Александр Кузьмин подал в отставку. Он возглавлял московский комитет по архитектуре на протяжении 16-ти лет. Его признавали профессионалом в своей области, но не уставали повторять: за эти годы архитектурное пространство столицы буквально потеряло лицо.

Практика превращать памятники в глянцевый новодел стала одним из главных направлений градостроительной политики. К этой тенденции прибавилось массовое уничтожение зданий, которые в официальный реестр памятников не входили, но формировали облик городской среды – ту атмосферу настоящей Москвы, которая, по мнению архитекторов, уничтожена окончательно.

«Москва историческая изнасилована, обесчещена, изуродована и погублена. От неё остались отдельные фрагменты, такие ошмётки. И когда говорят – вот, верните нам историческую Москву, вот сделайте так, чтобы она казалась нетронутой – поздно! Всё! С Москвой можно попрощаться», — считает член президиума экспертного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко.

Сносили и возводили так, словно Москва – не с город с многовековой историей, а архитектурное захолустье. Для разрушающихся зданий придумали специальный термин – «руинированые» – и приговаривали к «регенерации». За шелухой псевдонаучных терминов скрыть истинную картину разрушения исторической Москвы невозможно. Полный список того, что уничтожено за последние полтора десятилетия, растянется на многие страницы. Вот лишь самые главные потери.

В Зачатьевской слободе снесли больше, чем погибло в наполеоновском пожаре 200 лет назад. Дом Архарова, усадьба Муравьёвых – на её месте в 2003-м вырос комплекс из 17-ти таунхаусов.

«Ректорский дом» на Моховой – редкий образец барокко XVIII столетия – снесли в 2000-м, к 2004 году выстроили новодел со стеклянным аквариумом на крыше.

Деревянный дом Герцена на Сивцевом Вражке в 1998-м снёс собственник под видом реконструкции. Заменили бетонной подделкой.

Атака на Кадаши, которую пытались – иногда с боем – остановить горожане и москвоведы. Пять корпусов многоэтажного офисного центра на месте палат XVII-XIX веков просто задавили бы соборный храм, который более 300 лет был архитектурной доминантой всего Замоскворечья.

Место исторического Военторга на Воздвиженке в прошлом десятилетии занял помпезный и аляповатый муляж, никаким боком не вписываясь в окружающий архитектурный ландшафт. Он стоит здесь как памятник градостроительной политике, позволившей специалистам называть Москву городом, впавшим в историческое беспамятство. Варварская реконструкция подарила городу безгласный, абсолютно неживой шедевр, выдержанный в стилистике провинциального райкома. Зато теперь здесь многоуровневая парковка.

Торгово-развлекательные и офисные центры как вставные зубы вбивали в старые кварталы. Прологом в далёком уже 1997-м стала застройка Манежной площади, после чего она полностью потеряла исторический облик. Вопиющий диссонанс с окружающим архитектурным ансамблем. Позднее к реконструкции приговорили гостиницу «Москва». Подземные торгово-развлекательные монстры готовы были изувечить Пушкинскую площадь, Тверскую заставу. Пушкинскую отстояли. У Белорусского вокзала стройка замерла сама, превратив площадь в одну из главных столичных пробок. Ответственности за варварское уничтожение исторической Москвы никто персонально не несёт.