http://tuofikea.ru/novelty

Партия честных людей

Как и ожидалось, несмотря ни на какие протесты, в том числе, и журналистского сообщества, Госдума приняла пресловутый закон, возвращающий уголовную ответственность за клевету.

Статьи Уголовного кодекса, карающие за клевету, были и раньше, но затем уголовное наказание за этот вид преступления было отменено и осталось только административное. Сделано это было, кстати, руками все той же фракции «Единая Россия», которая теперь поменяла свою позицию на 180 градусов. Наскоро принятый на последнем перед летними каникулами заседании Госдумы закон о клевете отчасти дублирует положения прежних статей.

Главная «фишка» нового закона в том, что он вводит крупные штрафы – вплоть до 5 млн рублей. Причем, если раньше, штрафы в размере 500 тыс. руб. и выше назначались за тяжкие и особо тяжкие преступления, то, по новым правилам, теперь их можно назначать и за более легкие преступления. Такие, например, как клевета.

В законе понятие «клевета» трактуется как «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». Что в общем не вызывает особых возражений.

Проблема, как всегда у нас, в правоприменительной практике. Ну, например. Избил кого-то полицейский. Лежит этот кто-то в больнице в сотрясением мозга средней тяжести, а журналист написал, что с тяжелым сотрясением. Будьте любезны — 5 млн. за клевету. Вы опорочили честь, достоинство, подмочили репутацию бравого блюстителя порядка!

Кстати, самые высокие штрафы в 5 млн. рублей предполагается взыскивать за клевету в отношении судьи, присяжного, заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава». А также за клевету, как сказано, соединенную «с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления».

Если кто не знает, под категорию тяжких преступлений у нас подпадает, например, легализация доходов полученных преступным путем. Под нее же подпадает и взяточничество высших должностных лиц…

Понятно, что просто так никого ни в чем обвинять нельзя. Зазря обвинил – стало быть клеветник.

Только вот, как доказывается сам факт клеветы? Ну, скажем, если кто-то говорит, или пишет, как сказано в законе, на некоем «произведении» (например, на плакате), что некое высокое должностное лицо – вор. Это клевета?

Чисто юридически, видимо, да. Потому как — не пойман – не вор. Только ведь кто ж это самое лицо ловить будет? Он сам кого хочешь поймает, и за бугром достанет, и за клевету в сортире замочит. И вообще, у нас презумпция невиновности. Судом факт воровства не доказан? Не доказан. Больше того, в существующей системе и не будет доказан никогда… Так что получите, любезный, штраф в 5 млн. целковых.

А если вы во всеуслышание объявите, что решение судьи было не законным, продиктованным по телефону неким представителем исполнительной власти, то это уже клевета «в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание…». И те же 5 млн. рубликов.

Закон ставит мощный заслон от посягательств всякой там общественности на право знать, а главное говорить о том, что происходит за стенами следственных изоляторов, о том, как творится правосудие на самом деле.

Приковал, например, следователь (дознаватель) подследственного по своему обыкновению к батарее, отделал его, как водится дубинкой и кулаками, а на его заявление о пытках, втюхивает в суд встречное заявление – о клевете. Дескать, не было никаких пыток – он сам головой о батарею ударился, от чего, де, и случилось у него непредвиденное кровоизлияние в мозг…

Приняв эти новые юридические рогатки, призванные поприжать уличную оппозицию, думские единороссы и их патроны в исполнительной власти, видимо, уходят на каникулы с чувством большей уверенности в своем безоблачном будущем. Вероятно, они искренне полагают, что никто теперь не скажет, что такая-то партия – «партия жуликов и воров».

Справедливости ради должен признать, что подобное утверждение не верно даже теоретически. По теории вероятности там должен быть хоть один честный (правда, видимо, очень наивный) человек. Я просто убежден в этом…

Проблема в том, что когда поднимается действительно серьезная волна общественного недовольства, ее не только юридическими, но и никакими другими рогатками остановить невозможно.