http://tuofikea.ru/novelty

Говоря об исламе, думаем о мигрантах

Диалог между христианами и мусульманами в современной России вполне возможен. Однако дискуссии духовных лиц и экспертов никоим образом не могут повлиять на поведение гастарбайтеров, причисляющих себя к мусульманам, и между тем регулярно попадающих в криминальные сводки.

Несет ли растущее число живущих в стране мусульман опасность для России? Насколько сильно влияние поборников всемирного Халифата в нашей стране? Такими вопросами задавались участники круглого стола «Исламский фактор в современной России», прошедшего в Петербурге. В мероприятии приняли участие востоковеды, общественные деятели, представители православного духовенства и даже корреспондент Гостелерадио Ирана. В итоге разговор об исламе плавно перетек в обсуждение миграционной политики России.

Кандидат исторических наук, старший преподаватель факультета политологии СПбГУ, директор Санкт-Петербургского Центра изучения Ближнего Востока Гумер Исаев обратил внимание на тот факт, что до сих пор в России не существует единого центра, объединяющего всех мусульман. Как полагает ученый, властям подобная конкуренция между исламскими лидерами выгодна. Кроме того, традиционно сохраняется обособленность мусульман Поволжья от мусульман Северного Кавказа. Хотя, по его мнению, «объединение всех мусульман решило бы многие проблемы, но создать нам его не дадут, власти действуют по принципу – разделяй и властвуй».

Клирик Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви отец Сергий (Ситников) выразил твердое убеждение, что «классический ислам не опасен для христианства, ибо сами мусульмане относятся к христианам положительно, не считают нас неверными, в отличие от язычников».

Глава оргкомитета Национально-Демократической партии (НДП) в Санкт-Петербурге, в офисе которой и проходил круглый стол, Андрей Кузнецов со своей стороны отметил, что у русских в Северной столице никогда не возникало проблем, например с татарской общиной. Опасность исходит не от ислама как такового, а от постоянно увеличивающегося потока мигрантов, которые могут стать проводниками радикальных форм ислама, и, кроме того, подорвать терпимое отношение к российским мусульманам в целом.

Участники встречи активно отреагировали на проблему исламского экстремизма. В том числе, на возможность проникновения радикальных исламистов в Россию под видом «безобидных» гастарбайтеров. Как полагает Гумер Исаев, мигранты не являются основным фактором в российском исламе. К примеру, ему лично ни разу не приходилось встречаться с представителями запрещенной в России и Германии организации «Хизб ут-Тахрир». И, более того, по мнению ученого, большинство мигрантов из мусульманских республик «не имеют исламской идентичности», так как не соблюдают исламские законы, в частности, запрет на употребление алкоголя.

В то же время христианский демократ Сергей Разливский считает опасность неконтролируемой миграции вполне реальной. Он призвал к введению визового режима с южными республиками СНГ. «Давайте говорить прямо, нелегальный мигрант есть преступник. А без визового режима со Средней Азией безвизового режима с ЕС и США быть не может», – отметил Разливский. Рабочие визы, по мнению Разливского, надо выдавать только тем, кто уже имеет на руках приглашение на работу в Россию – как это делается, например, в соседней Финляндии.

Фактически тема упорядочения миграционных потоков в ходе дискуссии, развернувшейся на круглом столе, едва ли не затмила тему собственно ислама. Причем речь зашла и о тысячах студентах из мусульманских государств Дальнего Зарубежья, многие из которых после получения диплома остаются в Петербурге.

По словам корреспондента Гостелерадио Ирана Алиреза Надери, сегодня в Петербурге находится около 10 тысяч студентов только из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Российские вузы на коммерческой основе их принимают без всяких экзаменов. При этом престиж российского высшего образования в этих странах упал настолько, что многие из иностранных студентов по окончании учебы стремятся остаться в России, женившись на россиянках.

Правда, многие из таких браков в скором времени заканчиваются разводами, ибо новоиспеченный иностранный специалист и здесь не может найти работу. А те, кто возвращается домой, с дипломами российских вузов могут устроиться разве что в качестве переводчиков. Ведь дипломы инженеров и врачей, выданные в России, там уже больше не признаются, поскольку, например, новоиспеченные медики не умеют даже правильно сделать укол. Большинство иностранных студентов-мусульман, как и многие их российские сокурсники, привыкли сдавать зачеты и экзамены за взятки.

В то же время иранец высказал сожаление, что Россия прекратила пропагандировать свою культуру в исламских странах. Не так давно он делал репортаж из музея Достоевского в Петербурге. Сотрудники музея изумлялись – «зачем вам Достоевский в Иране?» и с удивлением узнали, что произведения великого русского писателя давно переведены на фарси.

Гумер Исаев высказал суждение, что Средняя Азия по-прежнему является частью некоего «русского проекта». А поскольку «люди жили в едином советском культурном пространстве, говорят по-русски хорошо или плохо, человек культурно формировался в Советском Союзе, нет такой проблемы как в Европе, где арабы или турки пытаются выстроить собственную культурную среду, чтобы быть среди своих».

Не могли не коснуться участники круглого стола и болезненной темы «русских мусульман». Говоря о русских, принимающих ислам, отец Сергий отметил, что таких случаев немного, и часть новообращенных потом возвращается обратно в христианство. В свою очередь Гумер Исаев высказал суждение, что многие так называемые «русские мусульмане» принимают ислам из чувства политического протеста. Правда, есть и такие, что стали исповедовать исламскую религию по велению души. Более того, он даже был свидетелем дискуссий между русскими суннитами и шиитами. Впрочем, напомнил востоковед, «ислам считает, что все равны перед Аллахом, вне зависимости от национальности».

При этом Исаев предложил отделять ислам в его арабской трактовке от ислама, который традиционно исповедовался в бывшем Советском Союзе: «Салафизм или ваххабизм – это форма пуританства в исламе. Когда говорят: мы хотим исламское государство – это и есть исламизм. На Ближнем Востоке нет ничего плохого в Халифате и шариате в рамках их традиций. А России нужно уделять больше внимания пропаганде своей культуры в южных республиках бывшего СССР. Заниматься распространением там русского языка».

Подводя итоги круглого стола, можно сделать вывод о том, что диалог между христианами и мусульманами в современной России вполне возможен. Проблема в том, что подобные дискуссии никоим образом не могут повлиять на поведение гастарбайтеров, причисляющих себя к мусульманам, и между тем регулярно попадающих в криминальные сводки за совершение тяжких преступлений в состоянии алкогольного опьянения.

Мусульмане, приезжающие из ныне суверенных республик, активно участвуют в проведении исламских праздников, так же как русские в подавляющем большинстве отмечают теперь Пасху и Рождество. Проблема в том, что, памятуя о религии своих предков, на практике 90% бывших граждан Советского Союза в повседневной жизни вовсе не стремятся к соблюдению норм религиозной морали своей конфессии.