http://tuofikea.ru/novelty

Американская мечта навыворот

Тенденция эта стала проявляться в мире не так давно, может быть, годов с 50-х прошлого столетия. Звучала она как короткое начало длинного списка: «мы дали миру…», а дальше следовало перечисление всего что дали, начиная с нобелевских лауреатов и кончая рецептами национальной кухни.

Что породило эту милую склонность к показному альтруизму, сказать трудно. Может быть, появление в мире совершенно нового явления, мирового сообщества: как-никак, формально равноправным членством в ООН были связаны даже те, кто по жизни были повязаны совсем иной «взаимностью», — планами уничтожения друг друга. Может быть, это просто были изобретены новые заклинания для вызова национального духа, заменившие собой ритуалы сжигания вражеских чучел. В принципе, неважно, радует сама новизна явления.

Крохи патриотизма

Смешные и несмешные проявления новой тенденции, — гордиться не тем, что взяли, а тем, что дали, — знакомы каждому.
В Союзе последняя главка в каждой теме школьного учебника истории обязательно называлась «Всемирно-историческое значение …» — неважно чего, пусть даже Куликовской битвы. Ближе к современности идеологам удавалось выдавить из истории страны, в общем, только два полезных миру факта: победу в войне и слово «спутник», которое, вроде бы, стало интернациональным.

Северокорейские рабочие и крестьяне свято убеждены во всемирном влиянии идей чучхе.

Граждане США с молоком матери-родины впитывают понятие, что они — оплот и гарант демократии в мире.
Израиль настаивает на том, что, вызывая огонь на себя, сковывает размах арабской экспансии — иначе бы они, мол, хлынули в Европу задолго до того, как они в нее хлынули.

Россия, опять-таки, вылечила мир от коричневой чумы.

Список можно продолжать, но вывод из него все равно будет один: все только и делают, что не для себя стараются.

Есть, правда, и типы, устойчивые к волне повального любования своим альтруизмом. Такие, например, неординарные «коллективные личности», как немцы и китайцы. Немцы молча кряхтят под Евросоюзом, таща его безвольное тело неизвестно куда. Дух и самомнение их выше любых достижений, да и мировое сообщество после войны постаралось отбить у них дурную привычку чем-либо официально гордиться, сделав им тем самым нежданно-негаданно большой подарок.

Китайцы вообще иная цивилизация, прилетевшая к нам из глубин тысячелетий, что им до нашей гордыни. Да и некогда — работы много, однако.

И, кроме того, гордость своей отдачей, как и любые другие крохи патриотизма, нужны власти, чтобы было что бросить своим гражданам, как птенчикам, когда станут рот раскрывать. А у немцев и китайцев кормить народ этими крохами не надо: они люди системы, ощущение принадлежности к системе заменяет потребность гордиться.

Америка…

Если все же посмотреть, кто дал больше, то придется признать, что в сфере взаимоотношений человека и общества больше американцев миру не дал никто. И то, решительно новое, что они дали, укладывается в два слова: «американская мечта».

Чем сильна она? Тем, что обращена к эгоизму каждого, — «…независимо от социального класса или обстоятельств рождения», как говорится в их Декларации независимости, — и каждому она говорит: «Ты можешь!»

Этим она делает эгоизм человека свободным от всех оков — сословных, родовых, клановых, она освобождает его от нытья о начальстве, власти, соседях, о неподходящих стартовых условиях, от постоянных, вызывающих черное завистливое бессилие, мыслей о чужих деньгах и успехах. Это тот случай, когда успех других, наоборот, прибавляет сил: ведь они смогли, значит, и я смогу!

Новый мотив

Но речь у нас скорее не о человеке и обществе, а о взаимоотношениях народа, государства — «большого человека» — и мирового сообщества. И здесь, как уже говорилось, с некоторых пор у наций и народов в понятие жизни на земле вплелся новый мотив, — отдача другим. Этакий минор потребности в оправдании своего существования. Мотив этот, может быть, не стал еще ведущим в многоголосии народной жизни, но — звучит.

Народ, нация почувствовали себя личностями в общем доме, в котором без предъявления свидетельства об альтруизме тебя просто не пропишут, и хотя многие из них всегда такими себя ощущали, но раньше любой разговор между жильцами тут же переходил на личности, и речь шла лишь о том, кто в доме хозяин. Подобное самоутверждение просто необходимо было их патриотизму.

Патриотизм вообще очень интересная модель группового эгоизма.

Он поднимает человека над самим собой, давая ему чувство принадлежности к чему-то большому: народу, родине, и, как библейский бог, вдохнув «в ноздри его» дух самоотречения, говорит массе сотворенных им альтруистов: «Ты можешь!» «Делая их этим свободными от оков морали, понятий добра и зла,»… от человеческого достоинства, разума, совести» (Л.Н.Толстой), и направляя их на то, на что требовалось фараону, президенту или правящей партии.

Но времена меняются, жизнь на планете все больше спрессовывает нас в единый конгломерат, и в патриотический рацион масс стало необходимым подмешивать новые энергетические добавки: представления об их коллективном альтруизме по отношению к миру, к другим народам.

Успех другого — твой успех

Процесс, как говорится, пошел, чего еще не хватает, так это двух вещей.

Во-первых, не хватает понимания того, что именно нужно миру. Миру, в котором кризис по-хозяйски вошел во все абсолютно сферы жизни на планете и настойчиво их разрушает. Такому миру, народам, людям нужна, и как можно быстрее, модель новой жизни во взаимопомощи. Когда себе — только необходимое, с остальным — выручать других. Вот ее бы и подарить другим. А нобелевских лауреатов и рецепты национальных кухонь можно бы пока отложить — когда-нибудь пригодятся.

И еще не хватает реального осознания ситуации. Состоит она в том, что все больше растет масса взрывоопасной глобальной взаимной зависимости с капсюлем злобной отчужденности внутри. И эта ситуация в любой момент может подвести нас к последней черте и сказать: «Вы должны жить по-другому». Если этого ждать — обязательно окажемся не готовы. Стоило бы, чтобы уже сейчас каждый народ и нация сказали себе: «Ты можешь!» Американская мечта «навыворот», направленная не на себя — на других. Кантовский императив.

Ты можешь создать у себя и дать другим новую модель жизни на планете.

Ты, независимо ни от обстоятельств рождения твоего, ни от всей твоей прежней истории, можешь стать для мира примером и источником силы, добра и благополучия.

Ты можешь объяснением и поощрением внедрить в основы жизни и отношения между людьми взаимовыручку, понятия о взаимозависимости, удовлетворенность необходимым, остальное — для общей пользы.

И здесь, так же как и в пресловутой американской мечте, успех другого в создании новой модели жизни не ослабит тебя. Успех другого — твой успех.