http://tuofikea.ru/novelty

Белая лента с точки зрения науки

О протестном движении принято рассуждать с точки зрения политологии, социологии, философии и множества других гуманитарных наук. Я же, как преподаватель колористики МедиаШколы и в прошлом замглавред журнала «Российское Фото», хочу обратить внимание на визуальное отражение явления.

Символ — та информационная единица, которая по-настоящему запоминается и по-настоящему работает. Это понимали, когда развивалась геральдика. Это понимает любой лингвист и искусствовед. Это пытаются понять бренд-менеджеры и родной наш креативный класс. Оппозиция выбрала символом белую ленту, отвязаться от которой уже не удастся — символика практически не терпит перемен. Все ведь помнят эти ленточки на лацканах пиджаков и аватарах в соцсетях.

Любой визуальный образ имеет две составляющие: форму и цвет. Эти составляющие — инструментарий, используя который, можно: во-первых, передать информацию; во-вторых, взгызться в сознание общества. Посмотрите на детские рисунки к 23 февраля: почти на всех из них присутствует красная звезда на танке, самолете или даже сама по себе. Вот что такое хороший брендинг, дорогие бренд-менеджеры. Учитесь.

Теперь давайте посмотрим на белую ленту. Так формулируют ее идею создатели: «Не каждый из нас может выйти на митинг, но есть форма протеста, доступная каждому – Белая Лента. Это наш способ показать Власти, что в стране есть НАРОД и с нами стоит считаться! Мы носим Белые Ленты, чтобы увидеть, — НАС МНОГО! Мы носим Белые Ленты, чтобы власть увидела — НАС МНОГО!». Никаких конструктивных доводов о том, почему лента именно белая, найти не удалось. Впрочем, никто не обязан отчитываться о том, чем руководствовался, создавая символ.

Спорить с формой не будем: лента — традиционный носитель колорита. О том, почему выбрали именно ее, можно долго дискутировать, но выбрали — так выбрали, это не самое интересное. Тут, кстати, создатели настаивают на том, что лента — это просто удобно.

Интереснее, конечно, выбор цвета. Нужно сразу уточнить, что у разных культур цвета имеют разный набор макроассоциаций. Вспомнить хотябы то, что классические траурные цвета в разных культурах варьируются от черного до красного и белого. Но у нас тут, если кто еще не заметил, русская культура. С историей, традициями и культурным наследием.

Так вот. Во-первых, белый — традиционный цвет чистоты и невинности. Откуда эта макроассоциативная модель — несложно догадаться. Возможно, создатели рассчитывали именно на эту связь. Только давайте будем честными: кто у нас тут без греха и может с чистой совестью бросаться камнями? А, если вспомнить Библию, окажется, что никто не без греха. Поэтому облачиться в белое — это, конечно, как обрести все признаки святого кроме святости.

Во-вторых, у нас есть история войн, противостояний и кухонных конфликтов. И белый флаг, ставший международным символом. На эту связь создатели, полагаю, не рассчитывали, но так уж вышло.

И третье, самое интересное. С тех самых пор, как начало развиваться книгопечатанье и бумага стала распространенным объектом для передачи информации, белый стал цветом фона. Тем цветом, на который как раз-таки наносят краску, символ. Который не несет в себе информационной нагрузки. Белый стал пустотой, которую можно заполнить и возможностью для создания смысла. Это «чистый лист», не несущий сам по себе ничего, на котором потом «черным по белому» этот смысл пытаются изложить.

Поэтому, безусловно, с точки зрения семиотики обвязаться белой лентой — это дать понять, что ничего нет, но что-то быть может. Только вот время идет, а фон остается чистым.

Хотя иногда так бывает: хочется творить, ты идешь, покупаешь огромные листы и краски, потом приходишь домой и с мыслью «завтра порисую» садишься за компьютер; а через пару лет находишь в ящике стола белые листы и засохшие краски.