http://tuofikea.ru/novelty

Мигранты предпочли подворотни московским музеям

У властей бытует какое-то искривленное представление о мигрантах. Порой кажется, что они и мигранта-то живого, кроме как из окна автомобиля, да и то вдалеке, не видели никогда. Иначе не представляли бы их себе в образе «юноши бледного со взором горящим», жадного до знаний о чужой культуре.

Вероятно, под такое представление и была создана в 2012 году московская программа «Музеи для мигрантов», в рамках которой приезжих должны были познакомить с историей и культурой Москвы. Результат оказался вполне предсказуемым — мигранты в музеи не пошли, и сегодня программа фактически свернута, сообщают «Известия». Об этом газете рассказал начальник отдела музейно-выставочной работы городского департамента культуры Антон Горянов.

Более того, мигранты почему-то отнеслись к посещению музеев, как к работе и потребовали за это оплаты в размере от 300 до 500 рублей, чем вызвали в памяти строки Чуковского: «Ох, нелегкая это работа — из болота тащить бегемота». Если заменить «из болота» на «из темноты», вполне подойдет к ситуации. УФМС столицы тоже отнеслась к инициативе прохладно.

«Мы давно направили наше предложение в УФМС, но они на тот момент идею не поддержали, — рассказал Горянов. — Кроме того, был проведен эксперимент: несколько таджиков пригласили в музей, но все сказали, что пойдут, только если им заплатят от 300 до 500 рублей. Но теперь принят закон о том, что мигранты должны учить русский язык, и я надеюсь, что программа снова сможет стать актуальной. Департамент культуры готов предложить программу, но мы не можем бегать за мигрантами по стройкам. Если на законодательном уровне их обяжут выучить русский язык и приведут в музей, мы будем готовы их принять».

При этом остается неясным, кто должен привести мигрантов в музей. Сами они не придут, а привести некому.

Как известно, подготовка городской программы «Музеи для мигрантов» началась в 2012 году на базе нескольких московских музеев (Государственный литературный музей, Музей Москвы и др.). «Гостям» столицы предлагалось бесплатное посещение выставок, посвященных русской истории и культуре. Цель — познакомить приезжих с русскими традициями и адаптировать их к жизни и работе в Москве.

Теперь интеллигентные музейные работники гадают, почему же они не пришли, и склонны во всем винить… себя. Так, старший научный сотрудник Российского института культурологии Иван Гринько считает, что никакие специальные культурные программы для мигрантов не нужны, поскольку музейная система сама по себе нуждается в серьезных изменениях.

«Этот проект пытались запустить не только в Москве, но также в Петербурге и Саратове, но во всех городах идея провалилась, — рассказывает он. — Связано это с тем, что наши музеи не предназначены для большей части людей: будь то россияне или приезжие из других стран, туристы, мигранты. В наших музеях может быть интересно человеку минимум с кандидатской степенью, отличными знаниями в области истории или литературы, превосходным русским языком».

Заметим, что это спорная точка зрения. Московские музеи мало чем отличаются от европейских, а интересно в них бывает всем, кто хочет хоть что-то узнать.

Г-н Гринько говорит, что для привлечения в музей «гостевых рабочих», нужно сделать его более доступным пространством для отдыха любого человека. Почему? Да потому, что гастарбайтеры устали на работе. «Среднестатистические мигранты работают по 12 часов, — поясняет Гринько. — Заканчивает человек работу в восемь вечера, например, и даже при большом желании ни в какой музей он не попадет — в это время они уже закрыты. Еще у нас все смеются над американцами, которые могут есть гамбургер во время какого-нибудь представления или матча, а если задуматься, это естественно, что вечером после работы человек хочет поужинать. А у нас в музеях это невозможно — «культурная» общественность считает появление буфетов и кафе в музеях кощунством».

Солидарен с ним и неизбежный в любых разговорах о мигрантах Каромат Шарипов — председатель общественного движения «Таджикские трудовые мигранты». «Все эти люди приезжают в Москву на время — работать, а не по музеям ходить, — говорит он. — Их жизнь очень тяжелая, а отношение к ним москвичей и вовсе убивает все желания узнавать о городе, в котором они работают, больше. Коренные жители больших городов привыкли к тому, что мигранты за ними убирают, ремонтируют дороги, работают на стройках — и отношение к ним соответствующее — как к обслуживающему персоналу, дешевой рабочей силе. Начинать нужно не с культурных программ, а с налаживания нормального человеческого контакта между мигрантами и москвичами».

Другие же эксперты считают, что г-н Шарипов слишком плохо думает о своих земляках. Так, председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова уверена — большинство мигрантов хотело бы узнать о культуре и истории Москвы больше. «Я знаю дворников, которые у себя на родине работали учителями, невозможно поверить, что этим людям не интересна история и культура, — отметила она. — Необходимо понимать, что они приезжают в Москву работать, занимая деньги на билет у целого аула, и им необходимо зарабатывать деньги, чтобы вернуть долг и накормить семью. Надо в первую очередь объяснить работодателям, что адаптированные мигранты работают лучше. Если бы работодатели давали оплачиваемый выходной, я уверена, многие приезжие с радостью отправились бы в музеи».

Но вернемся к собственно проблеме — как же нам все-таки привлечь мигрантов в столичные музеи? Из всего перечисленного вырисовывается простая и стройная система мер. Во-первых, работодатели должны устроить им оплачиваемый выходной для посещения последних. Во-вторых, администрация учреждений культуры или мэрия должны выплачивать им за вход от 300 до 500 рублей, смотря по тому, кому сколько нужно. В-третьих, москвичам следует срочно подружиться с «гостевыми рабочими» и усиленно зазывать их в музеи.

Но это еще не все. Готовы ли сами музеи их принимать? Ведь они устали после работы. Посему лучше всего будет устроить экспозицию в виде карусели: в центре сидят мигранты, а вокруг них вращаются экспонаты, движение которых сопровождается пояснениями экскурсовода на их родном языке. А если окажется, что карусель строить дорого и трудно, есть другой выход — смотрительницы могли бы возить перед ними экспонаты на тележках.

И поесть! Непременно, чтобы покушать, нельзя же приобщаться к культуре голодным! С этой целью должны быть установлены бойлеры с горячей водой, чтобы доширак заварить, мангал, казан «и другие мужские радости» (как в том кулинарном бестселлере). А работу учреждения удлинить до 24 часов. Вот это был бы музей, так музей! Любой в такой пойдет.

Лучше же всего, чтобы власти не заморачивались с мертворожденными культурными программами для «гостей», а ввели для них визовый режим со строгими правилами учета и жесткими требованиями к образовательному уровню. «Карфаген должен быть разрушен» и мы не устанем это повторять. Тогда они все, что нужно знать о русской культуре, выучат дома, за свой счет, а в Россию приедут уже подкованными и в разумных, а не сверхизбыточных количествах. А до тех пор, пока это сделано не будет, они будут предпочитать музеям столичные подворотни, из которых так удобно вести охоту на «зажравшихся москвичей».