http://tuofikea.ru/novelty

В поисках теплого места

Все больше наших соотечественников всеми правдами и неправдами перебираются в Испанию.

Выходцев из России в Испании много, но если в других городах существуют общины и русские ассоциации, то в Барселоне россияне предпочитают не собираться большими компаниями. Скорее всего, это связано с тем, что целенаправленно в Барселону, которая является одной из мировых молодежных столиц, едут жить именно молодые россияне, и они не очень-то тоскуют по общению с соотечественниками, быстро сливаясь с местным многонациональным обществом.

По разным оценкам, в Испании проживают от 150 до 200 тысяч россиян, включая официально зарегистрированных, нелегалов и тех, кто уже поменял российский паспорт на испанский. Большинство диаспоры — женщины, средний возраст «переселенцев» — 32 года.

Нелегалом быть легко

Мой приятель, программист Андрей попросил не указывать его фамилию, поскольку живет в Барселоне нелегально — его виза истекла еще три года назад, а возвращаться в Москву у молодого человека причин нет: «Я приехал в Барселону на каникулы после четвертого курса университета, уже в то время у меня было несколько приносивших доход сайтов, еще «фрилансил» на различные IT-компании. Решил, что на зарабатываемые мной деньги в Испании смогу позволить себе гораздо больше. В России почти весь доход уходит на то, чтобы достичь минимального уровня комфорта: покупаешь машину и стоишь в пробках, чтобы не толкаться и не видеть унылые лица в метро, снимаешь квартиру в хорошем районе, чтобы не попасть в неприятности в плохом, приобретаешь дорогую теплую зимнюю обувь, которая разваливается через сезон, выбираешь магазин подороже, чтобы продукты были не очень отравленными… А здесь, мало того, что все дешевле, так еще и нужно немного: когда средняя температура зимой +15, ты просто выходишь на улицу и уже счастлив. Про цену, качество и разнообразие продуктов в стоящей на берегу средиземного моря Барселоне можно и не рассказывать. Так как по площади город достаточно небольшой, тут цены на жилье в центре и на окраинах отличаются не слишком сильно, да и качество районов от расположения не зависит: в самом туристическом центре есть густонаселенный криминальными элементами Раваль, куда после заката даже местные стараются не ходить. Машины у меня нет, сменил ее на велосипед, для более дальних поездок купил мотороллер».

За время жизни в Барселоне Андрей переманил сюда еще четверых друзей и коллег, для которых отличный климат, море, горы имеют не меньшее значение, чем цивилизованность города. «Меня, конечно, могут депортировать, но здесь столько туристов, что полиция уделяет внимание, в основном, подозрительным арабам. У меня документы за два года нелегального существования не проверили ни разу. Я спокойно путешествую внутри Евросоюза, потому что некоторые лоу-кост авиакомпании, продавая билеты через интернет, даже не проверяют твой паспорт при посадке» — рассказывает программист о законодательных нюансах жизни нелегала. Еще через два года он уже может попробовать официально легализоваться, но откровенно говорит, что, скорее всего,просто заплатит за фиктивный брак какой-нибудь гражданке Евросоюза, и эта теневая схема будет проще и эффективнее, чем бесконечное прохождение миграционных проверок.

Русские невесты в Испании: трудно только мусор сортировать

Вторая важная часть российских мигрантов в Барселоне — это русские женщины, вышедшие замуж за испанцев. Русских невест здесь любят, потому что они, в отличие от эмансипированных испанок, занятых карьерой и самопознанием, продолжают охотно играть роль хранительниц очага, матерей и нежных подруг, к тому же, голубоглазые блондинки традиционно популярны у испанских мужин. Анна Домингес (в девичестве — Беловская) приехала из Ростова шесть лет назад, у нее уже двое детей и счастливый брак с Алонсо, местным предпринимателем, у которого есть несколько кафе в Барселоне. Анна совмещает воспитание детей с помощью супругу по бизнесу — пригодилось бухгалтерское образование, полученное в России: «Сначала я очень хотела работать в Барселоне по специальности, параллельно с курсами испанского ходила на бухгалтерские, но потом была первая беременность, а декретный отпуск в стране составляет всего три месяца. Ходить в офис, чтобы оплачивать няньку как-то глупо, поэтому я стала помогать мужу в бизнесе — общаюсь по телефону и интернету с поставщиками, контролирую закупки. Он платит мне официальную зарплату, но работаю я из дома. Сейчас мой старший сын уже ходит в школу, она здесь начинается с 3 лет, ему четыре и он уже умеет читать, считать и немного писать. Что касается каких-то адаптационных моментов, то их практически не было. Не так уж сильно европейцы от нас отличаются. Истории про жадных иностранных мужей, стерегущих каждую копейку, я только в интернете читала. В Барселоне хороший климат, отлично налажен быт, а так называемый испанский кризис, про который мне не сказал только ленивый, раз в сто лучше любой российской стабильности».

Анна говорит, что самой главной сложностью, которая выводила ее из себя в первое время жизни в Барселоне, была обязательная домашняя сортировка мусора для переработки: «Три мусорных контейнера в кухне меня просто убивали, как и то, что, прежде, чем выбросить мусор, нужно подумать, а из чего же он состоит. Пакетики с чаем, например, нужно разорвать, и выбросить в разные контейнеры, потому что чай — это органика, а сам пакетик и ярлычок — уже бумага. Мусоропроводов в барселонских домах нет, поэтому прогулки с тремя пакетами к мусорным бакам меня изрядно раздражали, несмотря на то, что я отлично понимала, что делается это все ради экологии. Но потом ничего, привыкла».

В последнее время у россиян становится модным отправлять своих детей учиться в высшие учебные заведения Испании. Образование здесь стоит дешевле, чем во многих вузах России, 3-5 тысяч евро в год, в зависимости от выбранного университета и специальности. Иностранцев принимают охотно, и пока не выучишь испанский, можно учиться на английском языке.

Продуктовая тоска по родине

В Барселоне есть несколько русских магазинов, самый «центральный» из которых называется «Тройка» и расположен сбоку от главного туристического бульвара Рамбла Каталунья. Входя внутрь этого заведения, сразу переносишься в советский гастроном. Такой же сыроватый запах, который ни с чем не спутаешь, неприветливые продавщицы, беседующие со знакомыми, или по телефону, и не спешащие на помощь к покупателю. Ассортимент «эмигрантский»: бородинский хлеб, соленые огурцы, селедка, сгущенка, гречка и так далее. Часть «русских» продуктов изготовлена, почему-то, в Германии, а наценки на «любовь к родине» довольно внушительные. Цены здесь выше, чем на обычные продукты в Барселоне. Бутылка «Балтики» стоит около 1,5 евро, банка солений — 2 евро, пол-литра «Путинки» — 9 евро. Видимо, это плата за ностальгию. Кроме продуктов продаются диски с последними российскими блокбастерами, и книги, в основном — детективы, но все это в насыщенной высокоскоростным интернетом Барселоне большим спросом не пользуется. Достоинство этого русского магазина разве что в том, что он работает по воскресеньям, когда испанские продмаги закрыты наглухо.

«Тройка» выполняет еще коммуникативную функцию: в ее витринах вывешены рукописные объявления на русском и украинском языках — обо всем на свете. Люди ищут и предлагают жилье, работу, оформление документов, адвокатские и парикмахерские услуги, пытаются пристроить домашних животных и даже обещают спасение души посредством уроков закона Божьего. Правда, знакомые россияне не советуют арендовать жилье по объявлениям из «Тройки», говорят, что «свои» норовят содрать в полтора-два раза больше, чем испанцы.

В общем, можно сделать вывод, что русским в Испании живется неплохо. Тем более, что славян, даже восточных, принимают с большей теплотой, чем бывших жителей арабских стран, которые, в отличие от наших соотечественников, поисками работы себя не обременяют и, слоняясь без дела на госпособии, создают такую криминогенную обстановку, что международным брэндом «русская мафия» в Испании никого напугать нельзя.