http://tuofikea.ru/novelty

Почему РФ стремится отгородиться от соотечественников CНГ?

На майские праздники, которые в этом году оказались как никогда длинными, многие едут отдохнуть из России на Украину и наоборот. Люди со средними доходами, озабочены тем, чтобы сэкономив на транспорте, увидеть больше интересного, сходить в театры, музеи, побывать на разных экскурсиях. Но получается это не всегда.

Начну с пересечения границы. Вся Восточная Украина знает, как дешевле добраться в Москву: приехать украинским поездом в Харьков, затем добраться до близлежащего российского города – Белгорода, и далее ехать российскими поездами. Или даже идущими из Белгорода транзитными украинскими, — при этом «мзда» за таможенный досмотр тоже не взимается.

До августа 2012 года существовала электричка Харьков-Белгород (расстояние между этими городами около 80 км) с символической платой и льготами для украинских пенсионеров. После августа 2012-го российская сторона, обслуживающая это направление, заменила местный поезд, связывающий эти два соседних города ещё с XIX века, на электричку «повышенной комфортности», с зубодробительной для подданных Украины ценой – 63 гривны! Для сравнения: плацкарт скорого фирменного поезда Одесса-Харьков (без белья) стоит 80 гривен (300 рос. Рублей). Что в итоге? В итоге гуманитарный обмен, поездки украинцев к родственникам в Россию значительно сократились.

Не всё просто и с внутренними российскими железными дорогами. К билету на поезд дальнего следования стоимостью 900 рублей мне добавили 50-рублёвую страховку. Позже пассажиры объяснили:

Страховка на российских поездах – дело сугубо добровольное, должны спрашивать, но вы, как украинский гражданин, это не знали. Когда покупали билет в кассе с предъявлением украинского паспорта, кассирша поняла, что вас можно молча «взгреть». Вот вы и заплатили своего рода налог за украинско-российскую дружбу в пользу страхового общества . Вы же за дружбу с Россией, или нет?

О пограничном контроле. Мне в жизни пришлось самостоятельно пересекать пограничные переходы вместе с местными жителями по всему миру, есть с чем сравнивать.

Есть «лёгкие» границы, например между Индией и Непалом. Местных жителей там никто не останавливает, не проверяет и не досматривает, только грузовики. Хотя через кордон идёт не только мелкая и средняя контрабанда, но зачастую и гашиш. Для иностранцев на самой границе висят объявления на английском, чтобы они не забыли зайти в будку таможни и проштамповали свою визу. В своё время я, смеху ради, проигнорировал это правило и путешествовал по Непалу две недели без визы, а затем также тихо выехал обратно в Индию. Не было никаких проблем!

Есть «тяжёлые» границы, например, между Сирией и Турцией. Тут старые территориальные споры, террористы от братьев-мусульман с одной стороны, и от Рабочей партии Курдистана – с другой, минные поля. Лет десять назад мне пришлось четыре раза пересечь автобусом и пешком эту границу. Информирую: моим багажом заинтересовались таможенники только один раз, а местных пассажиров даже не высаживали с автобуса!

Так чем объяснить тотальную проверку на «братской» и «прозрачной» российско-украинской границы? Почему российская сторона проявляет большую прыть, чем украинская? Почему пассажиров автобуса, выезжающих из России на Украину, российские таможенники высаживают, а их багаж проверяют на ренгенаппарате?

Московское направление – это ещё цветочки, ягодки — на востоке, например, в направлении на Ростов или Керчь. Особенно для меня. На дедушку, который едет к внуку, я не похож, на «трудового мигранта» тоже. Что делать в России мужчине спортивного сложения с украинским паспортом, ну не в Сочи же едет отдыхать? Каждый раз я становлюсь подозреваемым в террористической деятельности. Мне довелось пройти через множество совершенно фантастических «шмонов», когда просматривали даже содержание книг, которые я вёз, лезли в папки с бумагами, рукописные записи. Понятно, что любви к России это не добавляет.

Туризм, особенно из стран СНГ, отнюдь не является в России приоритетом. «У нас и так много туристов», — ответили мне в российском консульстве в Одессе в ответ на предложение совместно подготовить статьи культурной направленности для специализированного журнала в целях поощрения туризма из Украины. Эту фразу можно было бы рассматривать как случайно вырвавшуюся оговорку, но я подтверждаю: да, российские власти в туристах заинтересованы мало.

Мировая практика такова: культура страны активно субсидируется и пропагандируется. Так было в СССР. Такая же политика сегодня и на Украине – цены в театры в Одессе, в том числе в Русский театр, смехотворны даже по нашим заработкам.

Субсидируются культурные объекты Франции и Бельгии. Цена на дешёвый билет в любой парижский театр составляла треть от моего дневного заработка в этой стране. Ещё дешевле оперный театр – «национальное достояние» Парижа и Брюсселя. Есть разные социальные программы (молодёжь, безработные, пенсионеры, и пр.), чтобы избежать больших расходов. Как-то в Брюсселе мне продали билет во Французский театр по совершенно смехотворной цене после того, как я представился кассирше нелегальным мигрантом: если малоимущий иностранец-нелегал хочет добровольно приобщиться к сокровищнице франкоязычной культуры, то ему надо в этом помочь!

Чем тогда объяснить, что цены билетов в московский Кремль и его музеи скандально высоки даже не по российским, а по европейским меркам? Что скажет кассир московского театра скрывающемуся от полиции нелегальному гастрбайтеру из дальнего зарубежья, например афганцу, пожелавшему по-дешёвке приобщиться к русской культуре?

Сегодня в российских СМИ много аналитики, объясняющей ситуацию с антироссийскими настроениями в части украинского общества какими-то историческими факторами времён царя Гороха, чьими-то кознями и происками. Я придерживаюсь иной точки зрения: правящая российская элита сознательно и целенаправленно отгораживается от нас таможенными, ценовыми, транспортными, культурными и иными барьерами. В том числе искусственно, на пустом месте, разжигая вражду. Чтобы мы, пророссийские подданные Украины, да и всего СНГ, сидели тихо по ту сторону границы, и не путались у России под ногами. В идеале, чтобы все мы там постепенно или умерли, или ассимилировались в качестве «украинцев». И чтобы мы на эти майские праздники вместо России ездили в более благожелательные к нам направления, например, в страны Европейского Союза.