http://tuofikea.ru/novelty

Перед Пасхой церковь и власть вспомнили Pussy Riot

Пресс-конференция, посвященная Пасхе, — событие странное и достаточно бесполезное. Миллионы верующих и так придут в храмы освятить куличи и разноцветные вареные яйца, если будет нужно и интересно — прочитают детальную историю праздника в церковной литературе и посоветуются со священником, как лучше себя вести в этот день и на протяжении предшествующей ему Страстной недели. Тем не менее на этот раз предпасхальными рассказами решили просветить журналистов и сделали Пасху инфоповодом, выбрав в качестве предмета обсуждения тему с весьма размытым названием — «Пасха Христова: знамения и предрассудки».

Журналистов явно не слишком сильно заинтересовала предложенная дискуссия: на конференции в дождливый день собралось всего несколько человек. Оставшиеся (те, кто не пришел на мероприятие) едва ли пропустили что-то важное. «Важно помнить, что праздник Пасхи — центральное событие в жизни любого христианина и самый главный праздник для него, — напоминал отец Всеволод, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и по совместительству председатель Экспертного совета при патриархе Московском и Всея Руси, — никакие дни рождения известных людей, никакие другие праздники, ничто не сравнится с Пасхой».

Отец Всеволод прочитал присутствующим целую проповедь, много говорил о значимости этого дня, о достойном поведении православного человека, а также о том, что «соблюдение привычных ритуалов — не главное». Впрочем, «держать себя в рамках закона — необходимо» — заметил священник, когда речь зашла об обсуждении законопроекта, защищающего права верующих. О нем по прямой интернет-связи говорила Елена Сенаторова, одна из авторов этого законопроекта, член комитета Госдумы по правам семьи, женщин и детей.

К недоумению присутствующих, по словам Елены, «одна из главных проблем в обсуждении закона — поиск четкой формулировки, что такое чувства верующих». Остальные «детали» — как то дискриминация людей по различиям в вероисповедании, которая периодически проявляется на том или ином уровне, и столкновения, возникающие между представителями различных религий на бытовой почве, по ее мнению, не являются реально существующими проблемами. Елена оказалась оптимистично настроенной женщиной и больше радовалась тому, что проблем нет, по крайней мере — в ее Белгородской области: «У нас люди семьями ходят в храм! И у нас никто себе не позволит таких выходок, какие позволили себе эти девушки в Храме Христа Спасителя!» О Pussy Riot говорить в канун праздника боялись, но все-таки несколько раз вспомнили эту тему, говоря о ней как будто извиняясь и как бы «споткнувшись» об нее.

Вообще, все прозвучавшие на конференции слова были абстрактными и не имеющими никакого отношения к окружающей действительности, пусть с буграми и «щербинками» — зато настоящей, ту, которую имеет смысл обсуждать.