http://tuofikea.ru/novelty

Солидарность под шашлык

Генетическую память трудящихся важно не заесть шашлыками и не закопать на грядках. Первомай все равно несет в сознании большинства отчетливый политический, социальный и даже этнический оттенок. Народ готов принять в свои колонны и на маевки всех, кроме чиновников, депутатов и полицейских. Большинство их к трудящимся не относит.

В нынешнем году Первомаю как празднику трудящихся исполняется 127 лет. Это один из немногих международных праздников, который проходит если не везде под знаменами, то с лопатой, киркой и угощением точно. С тех пор, как продвинутые американские рабочие организовали 1 мая 1886 года первую забастовку с требованием восьмичасового рабочего дня, а спустя три года Парижский конгресс II Интернационала в память об этом решил увековечить их забастовку и провести 1 мая демонстрации, первый день мая стал фактически символом — как раньше говорили — непримиримой классовой борьбы.

«Да, Первомай, безусловно, отличается от прочих праздников. И это именно праздник, а не обычный выходной, поскольку его действительно празднуют: с эмоциями, речевками, ярко, зажигательно, — считает социолог Роман Могилевский. — В сознании людей — причем, что любопытно, самых разных поколений — Первомай отпечатался как праздничный день с определенным оттенком и соответствующим антуражем. Конечно, сейчас уже далеко не все разделяют первоначальную идеологию праздника как дня международной солидарности трудящихся, но для определенной части населения (не только россиян) он все-таки — профессиональный праздник трудящихся».

Первомай многолик. Он называется Праздником весны и труда, Днем труда, Днем международной солидарности трудящихся, пролетарским Праздником солидарности. Именно в таком контексте он до сих пор отмечается в 142 странах мира. В некоторых странах День труда отмечается в иное время — к ним относятся, например, США и Япония. Впрочем, для любителей возможны варианты. Например, в Казахстане он называется Праздником единства народа Казахстана, кельты 1 мая отмечают Бельтайн (нечто красивое и романтичное), а славяне в ряде европейских стран — Живин день (почти как у кельтов). Есть и более экзотичные варианты: День благословения велосипедов (штат Нью-Йорк, США) или Фестиваль трубочистов Рочестера.

Впрочем, контекст все равно сохранен: это — праздник тех, кто так или иначе трудится: хоть трубочистом, хоть велосипедистом, хоть у мангала стоит. И вот как раз с этим вопросом возникают определенные сложности, потому что, как выяснилось, с трудящимися как таковыми у нас сейчас негусто.

Так, согласно собственному опросу «Росбалта», гордому званию «трудящийся» больше всего соответствуют рабочие, инженеры, офисные служащие и гастарбайтеры (правда, в опросе не совсем понятно, что за профессия такая — «гастарбайтер»). Два процента опрошенных не считают трудящимися менеджеров, бизнесменов, военных, судей и прокуроров. Один процент опрошенных не относит к трудящимся полицейских, зато абсолютное большинство — 70% респондентов — убеждены, что к трудящимся уж точно не относятся чиновники и депутаты.

«Результаты неудивительны, — комментирует такое неприятие ряда профессий психолог Олег Михайлов. — В сознании большинства те, кто не с кайлом, — бездельники, воры и взяточники. Трудящиеся — те, кто трудится, причем в самом прямом смысле: там, где результат можно увидеть и пощупать. А где результат труда депутата? Или менеджера? Многим виртуальные показатели раскрытия преступлений или принятых законопроектов (большинство из которых встречает ярое неприятие населения) ни о чем положительным не говорят».

По мнению экспертов, срабатывает также постсоветский менталитет: на протяжении более полувека именно пролетариат был «нашим рулевым». Кроме того, результат управления государством пресловутых «кухарок» уж слишком болезненно сказался на нации и стране.

«Конечно, в последнее время значительная часть рабочего труда (и рабочего класса) сократилась — в том числе и по объективным причинам, за счет технической оснащенности производств, — комментирует ситуацию Роман Могилевский. — Но он все-таки есть. Например, в Петербурге мы продолжаем активно рекрутировать людей именно в промышленную сферу производства, но очевидно, что с ростом современных технологий доля такого населения будет уменьшаться. Однако пролетариат все равно сохранится. Не все ведь работают только в офисах или в торговле, и отнюдь не все уже прикупают виллы на Багамах».

Между тем, как сообщили корреспонденту «Росбалту» в комитете по занятости правительства Петербурга, в Северной столице уровень общей безработицы составил 1,1% от экономически активного населения, причем более 73% граждан в возрасте от 15 до 72 лет работают в отраслях экономики. При этом, по данным экспертов, в начале 2013 года количество вакансий составило 66 тыс. 296, причем из них по рабочим профессиям – 67,4%. Численность безработных граждан в конце марта 2013 года была 10 тыс. 360 человек (в конце марта 2012 года – 13 тыс. 605 человек). Получается, что никто особо не стремится стать «пареньком за Нарвской заставой», предпочитая быть «нетрудящимся белым воротничком».

Однако в последнее время, по мнению экспертов, те же политизированные общегосударственные праздники могут стать при определенном стечении обстоятельств действительно объединяющим фактором.

«Первомай может превратиться в политический и экономический праздник. Особенно если он совпадет (не дай бог, конечно) с какими-то глобальными изменениями — например, с экономическим кризисом, — считает социолог Могилевский. — Может быть, именно неквалифицированный труд — скажем, тех же гастарбайтеров — станет поводом к объединению по социальному, а затем — пойдем дальше — и этническому признаку. Пока нашим приезжим пролетариям не до Первомая. У них своя религия, свои традиции, и они вряд ли будут вместе с нашими рабочими жарить шашлыки под знаменами. Но в будущем, считаю, вполне возможна консолидация людей в подобные праздники».

По данным ВЦИОМ, Первомай по-прежнему популярен и его традиционно будут отмечать 62-65% россиян. Примечательно, что готовы его праздновать люди всех возрастов. Меньшую активность проявляют молодые. Однако внимание: наиболее сейчас популярен этот праздник у южан (71% жителей юга России и ближнего зарубежья рады «весне и труду»), зато с ними солидарны менее половины (44%) опрошенных социологами дальневосточников.

Любопытна еще одна тенденция, сложившаяся за последние годы: все меньше людей собираются идти на митинги и демонстрации, примерно столько же не желают работать даже на собственных дачных участках, зато абсолютное большинство стремится на природу, на пресловутые майские шашлыки. Впрочем, по данным экспертов, многие не против того, чтобы майский шашлык был подперчен какой-нибудь вкусной идеологической специей