http://tuofikea.ru/novelty

Многие греки хотят возвращения военной диктатуры

«Тогда было хорошо, была работа». Почти каждый третий грек тоскует по военной диктатуре. Эксперты предупреждают о взрывоопасных настроениях.

21 апреля – годовщина начала греческого военного переворота 1967 года. По этому случаю социологи задали вопрос греческим гражданам, каким они видят время военной диктатуры 1967-1974 годов. Результат вызвал волнения в СМИ: 30 процентов опрошенных сказали, что они с тоской вспоминают те времена. 59 процентов находят, что тогда было безопаснее, а 46 процентов заявили, что при диктатуре качество жизни было выше.

Каждый третий грек находит, что в годы правления черных полковников во всем было лучше, чем в современной Греции, включая пытки и неправосудие. Однако что именно тогда было лучше? Был проведен опрос среди жителей Афин, что они думают о хунте и результате социологического опроса. Чтобы найти тоскующих по хунте, понадобилось немного времени. Свои имена большинство предпочло не называть.

«Да, конечно, тогда было лучше, — говорит 50-летний торговец книгами. – Ведь тогда у нас была смертная казнь. Кто вообще послал Вас проводить опрос? Это политики проверяют, приняли бы мы диктатуру». Мужчина приподнимается в гневе и внезапно начинает говорить о фашистской партии «Золотая заря».

«Все молодые люди без работы, нет никакой защищенности, я не могу поверить, что правительство даже в центре не держит полицию. Если кто-то тебе поможет, и этот кто-то – «Золотая заря», разве это плохо?»

«У нас так или иначе нет демократии»

45-летний безработный мужчина также разгневан. «У нас так или иначе нет демократии, — кричит он. – Что за глупый вопрос?»

52-летняя женщина, владелица магазина банных принадлежностей, недолго раздумывает и говорит, что тогда она была маленькой девочкой. «Однако от пожилых людей я слышу, что тогда было намного лучше, — говорит она. – У людей была работа, они чувствовали себя защищенными. Хунта сделала много хорошего, тогда строились дороги и водопроводы в деревнях».

Результаты опроса ее не удивляют. «За это ответственны наши политики, — говорит она. – Посмотрите вокруг: они полностью забросили центр города. Он превратился в гетто. Наши политики – жулики. Посмотрите, что они сделали для молодого поколения». Ее дочь, говорит она, уехала за границу, чтобы искать работу.

50-летний владелец газетного киоска также находит «Золотую зарю» достаточно хорошей. «Я рад, что они в парламенте. Я голосовал бы за них».

При полковниках Греция была беднее

Костас Марселос, мелкий предприниматель, предлагает небольшую типологию ностальгирующих по хунте и фанатов «Золотой зари»: «Я знаю некоторых в моем квартале. Ленивые ребята, молодые и безработные. Я постоянно ищу работников, но этих парней это не интересует, они более охотно живут на карманные деньги, получаемые от родителей».

Кажется, что особенно многие пожилые люди, то есть то поколение, которое в результате экономического кризиса потеряло значительную часть своих доходов, придерживаются того мнения, что экономическое состояние в стране во время военной диктатуры было лучше. На самом деле Греция была тогда значительно беднее, чем сейчас.

Антонис Лиакис, профессор истории в основанном в 1837 году Национальном университете в Афинах, в годы хунты был заключен в тюрьму по политическим причинам. Тем не менее он частично поддерживает тоскующих по хунте. «Мы должны объективно анализировать ситуацию, — говорит он. – В некотором смысле она сегодня намного хуже, чем при диктатуре. Сегодня практически невозможно найти работу – тогда это было намного легче. Студенты тогда находили работу еще до того, как заканчивали обучение в ВУЗах».

Единственные возможности – за границей

«Сегодня многие студенты и выпускники не могут найти работу, вне зависимости от того, насколько они хороши. Единственные шансы хоть на какую-то перспективу в будущем – за границей». Лиакос подчеркивает, что диктатура в итоге потерпела неудачу не потому, что она была несправедливым режимом, а из-за «европейской экономической конъюнктуры».

В Европе начался кризис, работы не было, лишь тогда народ восстал. «Однако это было не сравнить с сегодняшней ситуацией – Греция опустошена».

«Тоска по хунте – это выражение протеста»

Ностальгия по хунте не означает, что в Греции около 30 процентов населения готовы поддержать новую диктатуру. «Я думаю, что это в основном выражение протеста», — считает Эвантис Хатцивассилиу, профессор истории.

Не существует ни одного социологического опроса, показывавшего такой избирательский потенциал партии, которая хотела бы новую диктатуру. «Тем не менее это должно дать нам пищу для размышлений. Ведь это показатель ценностного кризиса греческого общества, и этот кризис также является причиной нашего экономического кризиса. Мы должны подумать о том, не станут ли подобные настроения выполнимыми пророчествами».