http://tuofikea.ru/novelty

Понтифик – иезуит и Россия

Мужской монашеский орден иезуитов — Общество Иисуса — был основан в 1534 году Игнатием Лойолой в Париже и утвержден Папой Павлом III в 1540 году. Официальный девиз ордена – Ad majorem Dei gloriam (К вящей славе Божией), но в России об иезуитах осталось другое мнение: «цель оправдывает средства». Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам быть тайными монахами, не афишируя присутствие в ордене. Многие иезуиты и сегодня ведут светский образ жизни, тщательно скрывая свою принадлежность ордену.

У общества, насчитывающего около 18 тысяч человек, есть генеральный настоятель, которого именуют генералом («чёрным папой»). Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными монашескими католическими обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвертый — послушания папе римскому «в вопросах миссий» – беспрекословное выполнение любых его указаний. Основные принципы построения ордена: жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы.

В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой. 13.01.1577 издана булла папы Григория XIII об образовании Греческой коллегии, в которой должны были обучаться воспитанники из восточно-славянских земель Речи Посполитой, Ливонии, Московии и др. Во второй половине XVI века — первой половине XVII века иезуиты основали на территории Речи Посполитой ряд учебных заведений. В XVI веке иезуиты, действовавшие на территории Речи Посполитой, издали около 350 теологическо-полемических, философских, катехизических, проповеднических сочинений.

В начале XVII века иезуиты активно участвовали в возведении на престол Лжедмитрия I. Иезуиты находились в войске Лжедмитрия I и были изгнаны из России вместе с польско-литовскими интервентами.

В 1684—1689 годах иезуиты развернули в Москве активную деятельность и стали оказывать влияние на фаворита царевны Софьи князя В. В. Голицина. В 1689 году после вступления на престол Петра I иезуиты снова были изгнаны из России. В конце XVII века им вновь было разрешено селиться в Москве, где они основали школу, которую посещали дети ряда вельмож (Голицины, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие и др.). В 1719 году (указ Петра I от 18 апреля) в связи с процессом над царевичем Алексеем, который был связан с австрийской миссией иезуитов, им было предписано покинуть Россию.

Одним из главных постулатов деятельности Общества Иисуса является проникновение в культуру общества, где они проводят свою деятельность, учитывая историю, обычаи, менталитет и государственный строй – таким образом, они очень успешно интегрируются в общественную жизнь. Вновь иезуиты появились в Российской Империи во время правления Екатерины II после раздела Речи Посполитой (1772), так как на территории Белоруссии и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. Под власть России перешли около 20 иезуитских организаций: 4 коллегии (коллегиума) — в Динабурге, Витебске, Полоцке и Орше, 2 резиденции — в Могилеве и Мстиславле и 14 миссий; свыше 200 иезуитов (97 священников, около 50 учеников и 55 коадьюторов). Имущество иезуитов оценивалось в 20 миллионов злотых.

Екатерина II оставила в неприкосновенности «Общество Иисуса» на подвластных ей землях. Это решение императрицы было продиктовано во многом поведением самих иезуитов.

Получив Белоруссию, императрица Екатерина дала в 1772 году такое предписание губернаторам этих провинций: «Иезуитским монастырям, школам и училищам сделайте особую перепись. Вы за сими наипаче смотреть имеете, яко за коварнейшими из всех прочих латинских орденов, ибо у них без согласия начальников подчиненные ничего предпринять не могут».

Но в скором времени она резко изменила свое отношение к монахам «Общества Иисуса» в противоположную сторону. Это было вызвано следующими обстоятельствами. Уже 3 октября 1772 г. в Полоцком иезуитском костеле была прочитана «Проповедь в годовщину счастливой коронации светлейшей Екатерины II монархини всей России». В ней, в частности, говорилось, что этот день является праздником во всей Российской империи, ежегодно отмечаемым. И иезуиты «торжественно и охотно первый раз» его празднуют. Со ссылками на Евангелие, древнюю историю всем присутствующим в храме указывалось на необходимость подчиниться новой власти, ибо следует «коронованные головы уважать» и быть им верными.

Таким образом, иезуиты первыми из всех орденов католической церкви признали новую власть, выразили ей полную покорность, призвав тем самым полочан последовать их примеру. Так, конкретным делом члены ордена стремились доказать, что они являются самыми верноподданными Екатерины II.

И императрица не замедлила отблагодарить монахов общества Лойолы за послушание: 8 октября 1772 г. она запретила католическому епископу вмешиваться в дела ордена, взяв с него письменное подтверждение.

Следующим шагом была организация пышных торжеств в честь именин императрицы 24 ноября 1772 г. Пока католическое духовенство Восточной Беларуси медлило присягать православной монархине, иезуиты первые сделали это. По приказу Станислава Черневича, ректора Полоцкой иезуитской коллегии, все члены «Общества Иисуса», оставшиеся на присоединенной к Российской империи территории, были собраны в Полоцке. И здесь в указанный день — день ангела Екатерины II, присягнули на верность ей.

Такой всенародный поступок богатого и влиятельного ордена произвел сильное впечатление на католиков, и к новому году все белорусское духовенство было приведено к присяге, а русское правительство изумлено было могуществом влияния иезуитского общества на туземное духовенство и народонаселение и не могло не принять к сведению этого факта. Так, получив покровительство императрицы, орден продлил себе жизнь в восточной Беларуси еще на полвека.

В 1773 году издана булла папы Климента XIV о роспуске ордена иезуитов и прекращении его существования. Императрица Екатерина II отказалась признать ее и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В 1779 году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке. В 1780 году его посетила императрица Екатерина II. В 1782 году по инициативе графа 3. Г. Чернышева и князя Г. А. Потемкина и по указу императрицы Екатерины II иезуиты избрали генерального викария — ректора Полоцкой коллегии С. Черневича. Иезуитам по высочайшему повелению предписано подчиняться архиепископу Могилевскому.

В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Фаворитом Павла I стал венский иезуит Г. Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей.

В 1801 году по личной просьбе императора Павла I папа разрешил пребывание иезуитов в России. В том же году иезуитом было разрешено проживать в Петербурге, где им передали церковь Святой Екатерины (приход с 10 тысячами верующих), учредили школу для детей прихода Святой Екатерины под названием «Петербургский коллегиум Святого Павла» (позднее «Дворянский коллегиум»). В разное время в коллегиуме обучались представители семей Голициных, Строгановых, Барятинских, Прозоровских, Гагариных, Вяземских и др. В 1803—1817 году в России находился посланник Сардинского королевства иезуит граф Ж. де Местр, который имел некоторое влияние на императора Александра I.

В 1812 году по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов преобразована в академию, получила права университета и руководство всеми иезуитскими школами в Белоруссии.

В период правления императора Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. В1814—1815 годах обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена в 1814 году. Усилились протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в России. Генерал ордена иезуитов Т. Бжозовский отклонил предложения обер-прокурора Синода А. Н. Голицина присоединиться к Библейскому обществу после обнародования послания папы, где осуждалась деятельность общества.

20 декабря 1815 г., после обращения в католичество племянника Голицина, был издан указ о высылке иезуитов из Петербурга и Москвы. Второй и скорее всего основной причиной появления этого документа историки считают то, что иезуиты являлись выразителями интересов шляхты и духовенства, выступавших за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. Не последнюю роль сыграл и имущественный вопрос: члены ордена были сторонниками своего детища – униатской церкви, храмы которой планомерно переводились в православные.

13 марта 1820 года, после смерти Бжозовского, император Александр I по докладу князя А. Н. Голицына подписал указ о высылке иезуитов из Российской империи. Упразднялись иезуитские коллегии и академии, конфисковывалось их имущество, библиотеки, земельные владения. Российским подданным при условии выхода из ордена было позволено остаться в России. За 1820—1821 годы было выслано 317 иезуитов, 23 российских подданных порвали с орденом. Местным властям предписывалось — «иезуиты ни под каким видом и наименованием не впускаются в Россию. Российские Миссии и Консульства всякий раз при выдаче паспортов едущим в Россию духовным должны требовать от них письменного объявления, что они ни по чему не принадлежат и не принадлежали к иезуитскому ордену, и о таковых объявлениях упоминать не только в донесениях Министерству Иностранных Дел, но и в самых паспортах. Высланным же из России иезуитам, хотя бы они и представили свидетельства об оставлении ими иезуитского ордена, выдавать паспорта на возврат в Россию вовсе запрещается» (Статья 219 устава о паспортах).

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года. Советская власть и её идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. После развала СССР 21 июня 1992 года Минюстом России был зарегистрирован «Независимый Российский регион Общества Иисуса» – с этого дня до настоящего времени иезуиты продолжают вести некогда прерванную прозелетическую деятельность в России.

В настоящее время служение иезуитов в России ведется по двум направлениям: пастырская помощь католической церкви в РФ и странах СНГ и «интеллектуальное апостольство». С 2000 года Общество Иисуса в Москве возглавлял мексиканец Октавио Вилчес Ландин, отозванный руководством на учебу в 2007 году. Его место занял священник Отто Месмер, убитый вместе со своим братом в конце 2008 года в квартире на Петровке. Нынешний представитель – Антоний Коркован. К Обществу Иисуса принадлежит самый выдающийся католический епископ России – Иосиф Верт, занимающий новосибирскую кафедру. В декабре 2004 года Иосиф Верт был назначен ординарием для российских католиков византийского обряда — то есть для христиан, которые используют в литургической практике тот же византийский обряд, что и Русская Православная Церковь, но состоят в общении со Римским Престолом. Римский епископ развернул обширную деятельность в Сибири, регулярно устраивает мероприятия с приглашением на них православных священнослужителей и общественности, охотно сам посещает православные мероприятия, награжден юбилейной медалью «За вклад в развитие Новосибирской области», учрежденной в связи с 75-летием региона.

Устав иезуитского ордена запрещает его членам занимать епископские кафедры, кроме миссионерских, поэтому Новосибирская кафедра является миссионерским центром ордена. В нем находится новициат – отделение духовной подготовки послушников из России, Украины и Белоруссии. Но не случайно именно иезуит Иосиф Верт занимает должность управляющего всеми делами российских греко-католиков, еще в 1568 году в Польшу для укрепления католической веры была направлена большая армия иезуитов, которые вскоре стали доминировать в религиозной и государственной жизни на территории Речи Посполитой. Основной задачей иезуитов был прозелетизм среди православных в Польше, для чего они занимались укреплением и поддержанием греко-католической церкви – унии, переходной ступени между православием и католицизмом.

Фактически, как уже отмечалось выше, украинская греко-католическая церковь является детищем иезуитов, которое они регулируют до сих пор. Именно с помощью иезуитов греко-католики в Украине достигли своего расцвета, активно сотрудничали с католической стороной в Германии во время фашистской оккупации и смогли сохранить свою церковь в после военный период в подполье. Восстановление униатской церкви в конце ХХ столетия также происходило под плотным контролем иезуитского ордена, каковой осуществляется до сих пор. В Москве орден руководит католическим институтом философии св. Фомы Аквинского, ведет активную издательскую деятельность: публикует учебную, богословскую и философскую литературу, издает религиозно-общественный журнал «Точки», а также выпускает журнал христианской культуры «Символ», посвященный творческому диалогу Востока и Запада.

Общество Иисуса располагается на улице с говорящим названием Фридриха Энгельса, не только полноценно работает, но и прибавляется новыми последователями, имеет свой сайт и приемную. Мы наблюдаем тенденцию закрепления позиций католицизма и иезуитского ордена в частности в самом центре России – в Москве, что вызывает некоторое недоумение и опасение, учитывая специфику деятельности ордена и применяемые им методы. Влияние католических монашеских орденов в РФ возрастает с каждым днем.

Недавние события в католическом мире – выборы нового Папы – могут еще сильнее упрочить положение ордена иезуитов в России. Дело в том, что новый Папа Франциск – иезуит. «Я предложил Папе воспользоваться всеми силами, которыми располагает Общество Иисуса, ибо на своей новой должности он будет нуждаться в советах, идеях и людях», — сообщает генерал Ордена иезуитов отец Николас Адольфо в коммюнике, изданном после встречи со Святейшим Отцом. «Папа ожидал меня возле входа, мы обменялись рукопожатиями, как принято у иезуитов. Когда я попросил прощения за незнание протокола, он попросил, чтобы я относился к нему как к любому другому иезуиту, обращаясь к нему на «ты», не задумываясь о титулах «Его Святейшество» или «Святейший Отец»», — пишет генеральный настоятель Ордена.

Налицо проявление покровительственных черт в отношениях Папы и иезуитского генерала. Нелишним будет упомянуть, что Папа Франциск – первый иезуит, избранный главой римского престола Римско-католической церкви, а руководитель пресс-службы Папского Престола Федерико Ломбарди также является членом ордена иезуитов. Подтверждает лояльность нового Папы ордену и то, что Франциск объявил о сохранении после восшествия на престол Святого Петра своего старого епископского герба, основанного на иезуитской символике, и девиза. В бытность архиепископом Буэнос-Айреса кардинал Хорхе Марио Бергольо руководствовался следующим латинским девизом: «miserando atque eligendo» /»удостоенный милосердия Божьего, да будет избран»/.

Герб представляет собой щит, где на голубом фоне выделены три золотых изображения: наверху расположена эмблема «Общества Иисуса», или Ордена иезуитов, к которому принадлежит новый понтифик /монограмма Христа IHS в солнечных лучах, при этом центральная буква опирается на крест, над ним — три черных гвоздя. Внизу — звезда /символ Девы Марии/ и голубой цветок лаванды /символ Святого Иосифа-обручника, патрона Церкви/. Новыми элементами герба станут папская тиара и перекрещенные ключи — от Рима и Рая, символ власти верховного понтифика.

Отношение к иезуитам в католическом обществе и внутри церкви было разным и сложным. Но одно то, что коллегия кардиналов, в которой не так много иезуитов, избрала Папой римским именно иезуита, говорит о доверии к ордену внутри католической церкви. Некоторые называли Франциска Обамой католического мира – из-за нетрадиционного выбора кардиналов. Но выбор иезуита на престол Святого Петра – это, наоборот, попытка кардиналов назначить папу, который будет придерживаться как раз традиционной линии церкви.

Очевидно, что Франциск будет сочетать здоровый консерватизм с определенной либерализацией, наведением порядка там, где его не хватает. Возможно, прогрессивность нового Папы проявится в том, что он будет называть вещи свои именами и не станет говорить, что то, что является грехом (как, например, гомосексуальные браки), приемлемо. В первую очередь Франциск доведет до конца расследование всех скандалов, необходимо провести детальное расследование дел о жертвах педофилии, гомосексуализма.

Учитывая, что папа Бенедикт XVI ушел в отставку, возможно, в каком-то смысле это ускорит отставку некоторых кардиналов или епископов, которые так или иначе себя скомпрометировали. Новый понтифик взял имя Франциска в честь Франциска Ассизского и, вполне вероятно, последует его примеру. Святой Франциск обновил лицо католической церкви, вернув ее к христианским идеалам бедности и смирения. Новый папа также ставит во главу угла духовное обновление.

Еще одним важным и весьма вероятным делом нового Понтифика станет дарование Украинской Греко-католической Церкви статуса патриархата – к этому располагают следующие предпосылки. Как уже отмечалось, греко-католическая церковь в Украине – детище иезуитов, которые по сей день стремятся развивать и расширять степень влияния своего детища в Украине. Несложно предположить, что Папа-иезуит продолжит эту политику, особенно учитывая что с 1998 года, в бытность еще епископом Аргентинским будущий Папа неоднократно возглавлял «восточных католиков» — то есть, греко-католиков, тогда, когда у них не было своего прелата. Кроме того, воспитанием юного Хорхе Марио Бергольо (Франциска) занимался греко-католический священник Степан Чмиль, рекомендации на беатификационный процесс которого новый Папа давал лично.

Бывший глава Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) кардинал Любомир Гузар считает, что греко-католическая церковь дозрела до патриархата. «Я думаю, что мы уже дозрели или дозреваем до установления патриархатского строя», — сказал он журналистам на брифинге 14 марта.

По его словам, на сегодняшний день УГКЦ намного лучше подготовлена к тому, чтобы жить в патриархатском строе. Гузар отметил, что УГКЦ предпринимает все необходимые меры для того, чтобы сделать возможным введение патриархата и «на сегодняшний день шансы на это значительно больше, чем в предыдущие десятилетия». Он также добавил, что есть предусловия полагать, что новый Папа римский Франциск понимает потребности и возможности УГКЦ. Дарование униатам статуса патриархата может сильно изменить равновесие религиозных организаций в Украине, многие аналитики склоняются к тому, что после получения греко-католиками статуса патриархата большинство православных расколов, таких как РПЦ КП, автокефалисты и самосвяты пойдут на объединение с УГКЦ.

В остальных церковных делах Папе римскому в деле преобразования и реформирования отдельных частей римско-католической церкви необходимо будет опираться на деятельную силу, которая сможет воплотить в жизнь самые смелые задумки Франциска. Таким «рычагом» воздействия на современный мир может стать орден иезуитов, как отмечалось выше намеревающийся предоставить понтифику всю возможную помощь. Во все времена католическая церковь придавала огромное значение миссионерской деятельности и прозелитизму, в частности орден иезуитов и сегодня очень активно действует на территории России. Покровительство Папы вкупе с закрепившемся в истории за иезуитами девизом «цель оправдывает средства» могут привести к массированной атаке наших соотечественников со стороны ордена с целью привлечения в католицизм.

Кроме того, иезуиты очень часто прибегали к воздействию на политиков, в том числе и не совсем законному, для достижения своих целей. Учитывая полное подчинение ордена римскому Папе несложно сделать вывод, что организованные иезуитами политические интриги были заказом правящего понтифика. Следует ожидать улучшение финансирования и прочие преференции для ордена в Москве и других крупных городах России, что позволит иезуитам с новыми силами развернуть миссионерскую кампанию по всей стране. Исходя из этого, как минимум наивными выглядят заверения отдельных общественных деятелей о новом этапе сближения римско-католической и православной церквей при Папе Франциске. Отчасти это подтверждается и тем фактом, что присланную в дар от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла новоизбранному Папе икону Божией Матери «Призри на смирение» Франциск сразу же «передарил» бывшему папе Бенедикту XVI. Сближение православных и католиков остается на данный момент настолько же затруднительным, как и ранее, несмотря на декларативные заявления некоторых представителей католической церкви.