http://tuofikea.ru/novelty

Культурная революция Путина

Президент предписал за год возродить в стране утраченные ценности.

Будущий, 2014 год, объявлен в России Годом культуры. Соответствующий указ подписал президент Владимир Путин (текст документа размещен на сайте Кремля).

Согласно документу, Год культуры будет проведен в целях привлечения внимания общества к вопросам культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.

Правительству поручено образовать организационный комитет по его проведению, а также обеспечить разработку плана основных мероприятий.

Вообще-то, идея «окультуривания» 2014 года принадлежит спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко. Как напоминает «Российская газета», председатель Верхней палаты впервые озвучила ее в сентябре прошлого года. Инициативу тогда поддержал и глава правительства Дмитрий Медведев, который особо подчеркнул, что «вопрос в том, чтобы был полноценный год, не просто какой-то лозунг, а именно набор мероприятий». По словам премьера, год культуры необходимо финансировать, причем средства должны быть направлены не только в столичные театры, но и главным образом в культурные центры провинциальных городов. В таком случае мероприятие будет иметь успех.

Стоит отметить, что предложение посвятить проблемам культуры целый год прозвучало на фоне сокращающегося государственного финансирования этой самой культурной сферы. В 2012 году общий бюджет ее составил 86,2 млрд. рулей, то есть на 1,8 млрд. меньше, чем в 2011-м.

Сейчас ассигнования несколько выросли – до 88,6 млрд. Но в будущем году вновь ожидается спад: на культуру и кинематограф обещают выделить в общей сложности 87,5 млрд. рублей.

Впрочем, дело даже не в деньгах – считается, их не хватает всегда. Вопрос: а, что, собственно, изменится? 2010-й у нас был Годом учителя – о педагогах говорили, их чествовали, награждали, ими гордились,… но проблем у представителей этой профессии меньше не стало. В юбилейный Год космонавтики, 2011-й, мы потеряли три спутника и статус лидера в космосе. Нынешний год в России объявлен Годом окружающей среды, но экология у нас по-прежнему отдана на откуп бизнесу. И Химкинского леса больше нет…

Не потеряем ли мы за пафосными речами и то, что пока осталось еще от великой русской культуры?

«Я был бы счастлив, если бы не только 2014 год для России стал годом культурным, а и все последующие, — признается координатор общественного движения «Архнадзор», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Константин Михайлов.- Потому что именно культура и именно культурное наследие, как известно, составляют неотъемлемую сущность любого государства, любой цивилизации, любого общества. Уникальную сущность, свойственную только ему. В отличие, скажем, от промышленности, сельского хозяйства, армии и проч. Я не хочу противопоставлять культуру никаким другим отраслям, но хотел бы подчеркнуть, что в том, что называется культурой, зашифрован некий генетический код цивилизации, народа, общества и государства. И собственно говоря, все остальное, оно тоже ведь является частью этой культуры, вдохновляется ею и взращивается. В том числе и экономические системы, политическое устройство и т.д.

«СП»: — Теперь вот нам обещают целый «культурный год». Наверняка, будет создан целый бюрократический аппарат, подо все это выделял немалые деньги, проведут какие-то пафосные мероприятия. Наше общество станет культурнее?

— Дело не в пафосе. Это, так сказать, все достаточно условно. То есть, мы же с вами не предполагаем, что только весь 2014 год государство будет думать о культуре, а потом прекратит это делать. Государство хочет поставить акцент на этом годе, и главное, чтобы этот год стал стартовым годом для запуска важных, долгоиграющих государственных программ по поддержанию развития отечественной культуры в самых разных ее отраслях и воплощениях. Главное, в этом году необходимо провести мониторинг состояния культуры, подвести ее итоги, чтобы, наконец, себе зримо, грубо, без прикрас и излишних эмоций представить, в каком состоянии находится культурное наследие. И наметить ряд шагов, мер и рычагов (экономических, социальных, административных), которыми культуру можно вытянуть из того бедственного положения, в котором она пребывает. Хотелось бы, конечно, чтобы этот год стал каким-то поворотным…

«СП»: — Не боитесь, что проблему просто «заговорят»?

— Ну, опасность ведь не в объявлении года культуры. Опасность, скажем так, в таком традиционном восприятии этого и административным аппаратом нашей страны, и гражданами: вот у нас будет Год культуры, значит, мы в этом году культурой позанимаемся, а дальше можно о ней позабыть. Вот этого допустить нельзя. Нужно, чтобы Год культуры стал стартовой точкой проектов, которые будут развиваться дальше.

«Прежде всего, нужно понять: а что такое, собственно, наша культура? Есть ли она? И если есть, то чья? – вопрошает главный редактор Агентства политических новостей, известный философ и публицист Константин Крылов. — В свое время в России существовала когда-то русская культура. Как известно, она кончилась в 1917 году, поскольку ее официально отменили. Далее остатки русской культуры были вмонтированы в новую, так называемую, советскую культуру. Вы знаете, как определялась советская культура?

«СП»: — Помнится, ее фундаментом был соцреализм…

— Да. Но сама она определялась, как национальная по форме и социалистическая по содержанию. Впрочем, от русской формы мало, что осталось, потому что большая часть, примерно половина этой самой русской культуры оказалась за бортом советской. А то, что в нее все-таки вошло, примерно вошло на тех же основаниях, на которых колонны из Храма Артемиды ставили в византийских храмах, то есть именно как подходящий материальчик, из которого на самом деле построили совершенно новое здание. То, что в советских школах изучали Толстого, скажем так, или даже Достоевского нивелировалось тем фактом, что само прочтение Толстого и Достоевского было таким, которое к русской культуре отношение имело весьма слабое. Я уж не говорю о том, что большая часть тех авторов, которых заставляли изучать, это были графоманы типа Чернышевского. То есть, ни о какой русской культуре в ее полноценном объеме нельзя было говорить. Можно было говорить о советской культуре, скажем так, для русских. Тем более что русские эту культуру не контролировали, даже национальную.

«СП»: — Но мы-то о сегодняшнем дне говорим…

— А нынешняя, постсоветская культура является законной наследницей советской культуры, только, я бы сказал, в ухудшенном значительно варианте, поскольку советская культура все-таки создавалась на другом бюджете, более солидном. То, что мы видим сейчас, это злая пародия на советскую культуру. Чтобы в этом убедиться, достаточно включить телевизор в новогоднюю ночь – вы увидите то, что большей частью является именно порождением глухого «совка». Эти люди, собственно говоря, и контролируют очень важный сектор культуры – а именно, песенно-развлекательный. В общем, это о многом говорит – вот наш сегодняшний культурный уровень. С другой стороны, настоящая русская культура прозябает, в общем-то, в нищете и тихо загибается.

«СП»: — Год культуры — повод измениться…

— Скорее, все сведется к тому, что, скажем так,… подкинут, естественно, какие-то денежки, какие-то бюрократы получат какие-то должности, думаю, на чеченскую культуру немало средств выделят, еще на какие-то кавказские. Другой вопрос: какой интерес к этому могут испытывать 80% населения России, прежде всего русские? У нас ведь Пугачева (по телевизору) и «Радио Шансон» являются основным источником всей жизненной мудрости. А государство эти вкусы всячески поддерживает, вскармливает и холит. Но я не думаю, что в Год культуры, например, запретят Пугачеву и «Радио Шансон». Хотя если бы это случилось, я лично сказал бы Путину спасибо, и даже пошел бы на телеграф и отбил ему благодарственную телеграмму. В этом случае я буду считать, что у нас произошел величайший культурный прорыв, что Россия чрезвычайно поднялась и расцвела, по крайней мере, в культурном отношении