http://tuofikea.ru/novelty

К выборам в Москве готовятся абсолютно все

В сентябре 2014 года должны состояться очередные выборы в Московскую городскую думу (МГД). Несмотря на то что до старта избирательной кампании еще больше года, политические партии и различные общественные объединения уже начали подготовку к борьбе за места в столичном парламенте. Если политикам все-таки удастся отбросить собственные амбиции и договориться о сотрудничестве, то нас ожидают новые политические альянсы. Впрочем, как и политтехнологические новшества со стороны властных структур, которые будут применены в целях сохранения контроля над депутатами.

Выборы в Мосгордуму нынешнего созыва проходили скандально. А результат красноречив – сейчас Мосгордума состоит из представителей всего двух фракций – КПРФ и «Единой России», причем соотношение сил 3 к 32. Однобокий парламент не устроил оппозицию, которая добралась даже до Европейского суда по правам человека, однако признание незаконным снятия с выборов некоторых кандидатур, неугодных власти, ситуацию изменить уже не сможет.

Но через год МГД все же ждут неизбежные перемены. В 2014 году избираться будут уже не 35 депутатов, а на десяток больше – 45. Из них 22 народных избранника пройдут в столичный парламент по одномандатным округам, 23 – по партийным спискам. Кроме того, для партий снижается проходной барьер с 7% до 5%. А для регистрации кандидатам-одномандатникам понадобится не 1% подписей как раньше, а 0,5%. Эта либерализация, на первый взгляд, может показаться ничтожной. Однако для многих партий это реальный шанс провести в Мосгордуму хотя бы несколько своих представителей. Чтобы добиться ожидаемого эффекта, уже решено объединяться.

«Яблоко» заявило о создании широкой демократической и гражданской коалиции на выборах. Предлагается провести праймериз (этот институт активно пропагандировала «Единая Россия» на думских выборах), где смогут поучаствовать все желающие, кроме радикалов, сталинистов и националистов. По результатам праймериз определятся победители, которые займут половину «проходных» мест и в партийном списке «Яблока», и в одномандатных округах. При этом в партийную часть «Яблока» могут быть включены и представители других политических сил, которые посчитают возможным идти под их партийными флагами.

«Мы начали консультации, – сообщил «НИ» лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. – На встрече присутствовали представители РПР-ПАРНАСа, «Демвыбора», «Гражданской инициативы» и независимые политики – Гудков (Дмитрий Гудков, который недавно был исключен из рядов эсеров. – «НИ»), Пономарев (официально Илья Пономарев еще состоит в «Справедливой России». – «НИ»). Мы наш список максимально полно отдаем под коалиционное соглашение и делаем его гибким инструментом объединения и консолидации сил, демократических, конечно. Эту конструкцию мы сейчас будем обсуждать и с политическими силами, и с некоммерческими организациями».

При этом на консультациях лидер «Демвыбора» Владимир Милов настаивал, что один из важнейших элементов совместной работы – повышение явки избирателей, которая является традиционной проблемой московских выборов.

По словам экспертов, низкие показатели явки – не случайность, а инновационная стратегия организации выборов, которая была первой испытана как раз московскими властями. «Это абсолютно гениальные технологии фальсификационного процесса, – пояснил «НИ» политолог Дмитрий Орешкин. – То есть чем меньше москвичей придет на выборы, тем в них выше относительная доля лояльного избирателя. Потому что этот электорат состоит из военных, пациентов больниц, где всегда голосуют со стопроцентной явкой, к тому же «за того, за кого надо». Люди, находящиеся в местах предварительного заключения, тоже голосуют так, как им администрация велела. Пенсионеры, труженики всяких производственных комплексов – весь этот управляемый электорат составляет максимум от избирателей. И чем меньше «свободных избирателей», тем большую роль может сыграть даже скромный вброс бюллетеней с увеличением явки. Допустим, явка 20%, грубо говоря, миллион избирателей, и приписали еще 100 тысяч, а это уже десятая часть от общего числа голосовавших. Достаточно в нескольких десятках участков сделать этот вброс – и получится прибавка 10% от числа проголосовавших».

По словам Дмитрия Орешкина, максимальная приписка, которую могут позволить себе обновленные избирательные комиссии, оставшиеся под контролем старого председателя Мосгоризбиркома, составляет 15%. Если больше – система начнет сопротивляться. «Есть участки, где члены избирательных комиссий – приличные люди, там не принято фальсифицировать и никогда не фальсифицировали, – констатировал политолог. – Из почти трех с половиной тысяч избирательных участков в Москве всерьез манипулировать можно максимум на половине из них. Здесь есть социокультурный предел терпимости. Если раньше граждане во многом были безразличны к выборам, то сейчас ситуация меняется. Думаю, что люди активнее будут участвовать в выборах. Больше будет и скандалов по поводу фальсификаций. Более опытные наблюдатели, более смелые члены избирательных комиссий – все это отразится на избирательном процессе».

По словам политолога, если реальная явка на выборах составит 40–50%, тогда фальсифицировать результаты будет в разы труднее.

При этом надо помнить, что Москва приросла новыми территориями, а значит, и избирателей на выборах прибавится. Член Мосгоризбиркома Вячеслав Дунаев пояснил «НИ», что в связи с расширением Москвы система выборов не изменится, поскольку на новых территориях полностью отстроена система избирательных комиссий. «Как проходили предыдущие выборы, на таком же уровне будут и следующие», – убежден г-н Дунаев. Член Мосгоризбиркома уточнил, что результаты будут зависеть от активности партий. И с учетом большого количества новых политических сил партии практически уравниваются в шансах на попадание в МГД.

Объединение – не единственный путь заполучить избирателя, некоторые блоки, наоборот, могут расколоться. По прогнозам экспертов, «Единая Россия», например, может прибегнуть к отработанной на муниципальных выборах системе, когда депутаты идут на выборы, не афишируя своей партийной принадлежности.

Зампредседателя Мосгордумы, руководитель фракции «Единая Россия» Андрей Метельский считает такой ход правильным. «Наши представители шли не от партии, а самостоятельно на муниципальных выборах, потому что на сегодняшний день избиратели говорят, что им безразлично, кто какую партию представляет, важно другое – выполняются ли предвыборные обещания, – заявил «НИ» Андрей Метельский. – Народ должен доверять не только органам государственной власти, но и законодательной власти. Поэтому единороссы избрали такую тактику. Это было партийное решение, и как будет в этот раз – решит съезд». По словам руководителя фракции «Единой России» в МГД, работа по подготовке к выборам началась не вчера и не позавчера, а с первого дня после прошлых выборов. Уже готовятся праймериз, где будут искать людей, которые будут представлять партию в Мосгордуме.

При этом в «ЕР» не сомневаются, что их поддержит Общероссийский народный фронт, поскольку у них «схожие цели». О схожести целей с этой организацией заявляют и эсеры, которые говорят, что если Народный фронт поддержит их законодательные инициативы, то они готовы к сотрудничеству во благо народа. Лидер московского отделения «Справедливой России», депутат ГД Александр Агеев уточнил, что любые вопросы объединения решает съезд партии, поэтому о каких-то коалициях говорить пока рано.

Несмотря на это, в партии не исключают, что выборы в Мосгордуму могут состояться досрочно. «Мы предполагаем, что выборы могут состояться даже в этом году, – доверительно поделился этой гипотезой с «НИ» эсер. – Идет большое обсуждение этих вопросов на разных уровнях. Мы понимаем, что власть всегда старается поставить нас в неудобную ситуацию, но мы уже сейчас усиленно готовимся к выборам. Предполагаем, что в будущей Мосгордуме минимальное количество фракций – шесть. Себя мы видим с результатом около 20%, хотя в Москве сейчас именно у вновь созданных партий много возможностей, к тому же электорат будет «растягиваться».

К выборам в Москве – стратегически важному пункту для оппозиционеров – готовятся абсолютно все. Бывший мэр столицы Юрий Лужков, по некоторым данным, уже консультирует экс-кандидата в президенты страны, лидера «Гражданской платформы» Михаила Прохорова по вопросам выборов в Мосгордуму. Прохоров собирается идти по одномандатному округу, призвав к этому и своих сторонников. Поэтому на выборах следующей осенью мы можем увидеть и Аллу Пугачеву, и Леонида Ярмольника, и Андрея Макаревича. Если, конечно, артисты всерьез захотят переквалифицироваться в законодатели.

При этом политические не боятся гражданских – «наши люди имеют багаж сделанных дел и могут переплюнуть любую «звезду» своей работой», говорят справедливороссы. А в «Единой России» не исключают, что известные личности появятся и среди их кандидатов, поскольку они дают «дополнительный авторитет и своим имиджем могут принести дополнительные голоса».

Руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков полагает, что столичного избирателя не так уж просто поймать на узнаваемое медийное лицо. Здесь действуют свои критерии для голосования. «У нас есть избиратели, образованные с точки зрения политики, которые голосуют осознанно, – констатировал Андрей Клычков. – Есть избиратели, которые смотрят «зависим – независим». И принадлежность к любой партии вызывает негативное отношение, хотя, может быть, для этого и нет каких-то веских оснований. Поэтому самовыдвиженцы при поддержке административного и финансового ресурса, возможно, будут иметь какой-то дополнительный бонус». Что же касается объединений различных партий и движений, то они, по словам московского депутата, вместе со снижением проходного барьера многим дадут возможность получить хотя бы по одному мандату.

По словам политолога Дмитрия Орешкина, реконфигурация партийного пространства в Москве неизбежна, несмотря на то что политическая культура меняется крайне медленно и последние почти два десятка лет демократы никак не могут здесь договориться о сотрудничестве. «Стало понятно, что сейчас не до политических амбиций, речь идет уже о выживании и свободе людей, – констатировал политолог. – Объединяться надо. Иначе посадят. И здесь уже не до каких-то расхождений в политических программах».