http://tuofikea.ru/novelty

Минобрнауки сокращает список специальностей в вузах

Министерство образования и науки РФ в этом году планирует сократить список профессий, которые можно получить в российских вузах: из более чем 500 специальностей высшего образования останется около 100.

В официальных классификаторах много профессий, которых уже почти нет или они не востребованы рынком труда из-за узкой направленности. Зато современных нет. Переход со «специализации» на «направления» позволит готовить кадры в более широком диапазоне, считают в Минобрнауки.

Актуальность обновления общероссийских классификаторов связана еще и с тем, что в 2011 году ЮНЕСКО утвердила обновленную версию Международной стандартной классификации в образовании (МСКО). В рамках проекта предполагается гармонизировать российские классификаторы с МСКО.

Реорганизация профессий скажется как на преподавателях, так и на самих учебных заведениях. Придется менять учебные программы, схемы подготовки студентов, корректировать учебные курсы и прочее.

Издание «Известия» собрало мнения авторитетных экспертов на этот счет. В целом специалисты уверены, что подобные изменения необходимы.

Директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина (участвует в процессе обновления классификаторов) пояснила, что с переходом на двухуровневое образование Россия уйдет от подготовки по специальностям к подготовке по направлениям, как это делается во всем мире, сообщают «Известия».

– Наша система специализации не является гибкой. Речь идет о принципиальной смене концепции, – рассказывает эксперт. – Специальности останутся только в «специалитете» (второй уровень магистратуры). Будущие специалисты и студенты получат не узкую специальность, а подготовку широкого профиля.

Контрольные цифры приема в вузы будут рассчитываться по направлениям, уточнила директор института.

– Классификация должна быть сопряжена с профессиональными стандартами, ведь нельзя забывать, что основной потребитель специалистов – рынок труда, — добавила Абанкина.

Руководитель Центра образовательных разработок «Школы управления «Сколково» Андрей Баркин подчеркнул, что профессиональные направления и рынок труда сейчас быстро меняются и есть смысл определить список общих направлений, чтобы каждые несколько лет «не переписывать одну и ту же бумажку».

– Уже 70 лет существует система международных организаций, которые координируют вузовские программы различных стран, – поясняет Баркин. – Одна из таких организаций – ООН, в которую входит Международная организация труда (высшее образование находится на стыке образования и труда). Система высшего образования становится глобальной, и нужны общие решения, которые подходят большинству стран. Иметь 191 национальный классификатор как-то неразумно.

Впрочем, есть и те эксперты, кто считает, что грядущие перемены – только смена вывески, а не реальная реконструкция существующей системы.

Директор Института политических исследований, проректор по связям с госорганами и общественными организациями РЭУ имени Плеханова Сергей Марков невысокого мнения о будущих изменениях.

– Эти постоянные изменения и переназывания кажутся не реформами, а имитациями. В Британии, Франции и многих других странах сохраняются названия профессий. Нам также нужно менять в первую очередь содержание учебных материалов и процесса обучения. А эти перетряски структуры, названий и т.д. я считаю контрпродуктивными, – пояснил Марков.

Член Координационного совета МГЕР, Руководитель проекта «Школа политического лидерства» Максим Шмакотин:

– Идея, которую предлагает министр образования, совершенно верная. Но здесь возникает классическая история, связанная с Минобрнауки, когда хорошая инициатива не получает достойного воплощения. И тут две причины: во-первых, никто не понимает механизма реализации, поскольку, как мне кажется, отсеивание специальностей будет происходить совершенно непрозрачно как для рынка труда, так и для общества. А во-вторых, совершенно непонятно, какое реальное содержание будет закладываться в новое обучение по направлениям.

Мне кажется, что это очередная ситуация, демонстрирующая проблемы, с которыми сталкивается министр. Необходимо наладить диалог с обществом, а не оставлять все на суд закрытого научного сообщества вокруг Ливанова.