http://tuofikea.ru/novelty

Антироссийский митинг в Тбилиси

Партия Саакашвили объявила о трансформации в «движение за европейские ценности». На антироссийский митинг в Тбилиси пришли 20 тыс. участников.

Тбилисские уличные торговки пришли на митинг партии Саакашкили первыми. Со своими передвижными и переносными лотками, на которых семечки, орешки, хачапури. До развала СССР всё это чудно продавалось в дни матчей у стадиона «Динамо». Теперь грузинский футбол для болельщиков малопривлекателен. Зато регулярные митинги для бабушек — это гарантированный источник дохода.

Однако 19 апреля их ожидания не очень-то оправдались: на митинг «Единого национального движения» (ЕНД) на проспекте Руставели к 16.00 пришло не более 20 тыс. сторонников Саакашвили. Хотя «националы» приглашали на него всех, кто «против пророссийской политики «Грузинской мечты». И обещали, что таковых будет до 100 тыс.

Бросалось в глаза, что организованно свезенных из регионов участников было больше, чем тбилисцев. Провинциалы создали в протестующей массе отчетливые островки, не смешиваясь со столичными.

Численность митингующих — лучший индикатор популярности партии. Авторитетный грузинский социологический центр Gesomar за несколько часов до акции обнародовал рейтинги двух ведущих политсил: ЕНД — 7%, «Грузинская мечта» — 58%.

Митинг назывался «Европейский выбор».

— Дзирс русетис империа! («Долой Российскую империю!»), — скандировали собравшиеся.

Надпись на нескольких плакатах: «Бидзина, иди домой. Кремль».

Было слышно много нелестных слов в адрес «оккупантов с севера».

— Мы объявляем о создании нового национального движения за европейские ценности, — сказал, открывая митинг, депутат от ЕНД Георгий Вашадзе.

— Мы не против России, но требуем уважать нас как достойного партнера! — добавил он.

— Мы не будем терпеть это правительство до новых выборов — целых четыре года. Сегодня здесь — линия фронта! — обратился к собравшимся другой депутат от ЕНД Акакий Бобохидзе.

Неожиданно к митингующим присоединяется президент Михаил Саакашвили — накануне в ЕНД однозначно отрицали такую возможность.

— Мы продолжаем борьбу! Мы не продаемся! Не дадим сдать страну ее врагам! Мы обязательно победим! Бог с нами! — эмоционально кричал президент.

Глава государства был в светлой сорочке и черной кожанке.

— Ми-ша! Ми-ша! — скандировали митингующие.

Чтобы попасть на протестную акцию, депутатам от ЕНД пришлось прогулять свою основную работу — в Кутаиси без них продолжалась пленарная сессия.

Напротив трибуны, с которой вещали лидеры ЕНД, — кинотеатр «Руставели». Там висит реклама грузинского фильма «Кома».

— Мы только-только сами выходим из комы, в которой были последние годы, — говорит таксист Гоча.

Он, как и бабушки с лотками, прибыл на проспект не митинговать, а подзаработать.

Гоча родом из Кварели (Кахетинский регион). Агитаторов он не слушает, ища опытным глазом надежного клиента на поездку. Поняв, что я не из «националов», доверительно шепчет: «Я, наверное, скоро вернусь домой, к земле. Давно работы дома не было. А теперь новое правительство выделяет средства на поддержку сельхозпроизводителей. Появилась надежда. Знаете, как только начались переговоры по возвращению вина в Россию, в Кварели все виноградники раскупили!».

Тем временем ЕНД никто не мешал митинговать. Их политические противники — представители «Грузинской мечты» — спокойно наблюдали за происходящим со стороны, чувствуя свою силу. Их последний перед парламентскими выборами митинг в конце сентября прошлого года собрал не менее 300 тыс. участников.

Были слухи, что «мечтатели» готовятся схлестнуться с «националами», но они не оправдались.

Полицейских было много, но вели они себя миролюбиво. До начала акции на месте побывал глава МВД Ираклий Гарибашвили. Он отметил, что генсек ЕНД Иване Мерабишвили регулярно выступает с «деструктивными и провокационными заявлениями». Но организаторы заверили его, что «не готовят никаких подлянок».

— «Единое национальное движение» — это преступная организация. Ее надо судить, — говорит лидер непарламентской партии «Свободная Грузия» Каха Кукава.

— Партия Саакашвили проводила геноцид своего народа, а сейчас устраивает саботаж новым властям, — делится пятикратная чемпионка мира по шахматам Нона Гаприндашвили, руководитель Всенародного собрания Грузии.

Многие грузинские политики считают, что ЕНД вообще надо запретить. Прецедент запрета партии через суд в современной истории Грузии есть. Это произошло с коммунистической партией в 1991 году, когда страну возглавлял Звиад Гамсахурдиа, напомнил «Известиям» бывший председатель Верховного суда страны и экс-представитель Грузии в ЕСПЧ Миндиа Угрехелидзе. Тогда КП была признана преступной и антинародной.

— Претензий к ЕНД не меньше, чем тогда было к коммунистам, — говорит он. — Это касается как его политической деятельности, так и нарушений собственного же устава. Однако запрет ЕНД — это скорее тактический, нежели чисто юридический вопрос. Западу это может не понравиться.

В самом ЕНД к таким разговорам относятся как «к очередной попытке давления на оппозицию».

— Это лично премьер Иванишвили не терпит критики, поэтому и не скрывает, что желает нас ликвидировать, — заявил «Известиям» депутат от ЕНД Шота Малашхия.

…Тем временем митинг, заявленное время которого было определено в два часа, пунктуально и тихо закончился.