http://tuofikea.ru/novelty

Подростки готовы идти на риск ради одобрения товарищей

Подростки склонны к безрассудному поведению: они намного чаще, чем взрослые, экспериментируют с сомнительными веществами, не слишком беспокоятся о безопасном сексе, а те, у кого есть машина, ведут себя на дороге подобно гонщикам «Формулы-1». Но при этом они прекрасно осознают риск, которому себя подвергают, то есть оценить ситуацию могут вполне «по-взрослому». Тогда что заставляет их поступать так, как они поступают?

Если не рассматривать романтические объяснения вроде «стремления выйти за рамки обыденности», можно предположить, что подростком движет желание обратить на себя внимание взрослых или товарищей — то, что можно коротко описать как «желание повыделываться». Но это слишком бытовое и не слишком глубокое объяснение. Психолог Дастин Альберт из Университета Дьюка вместе с коллегами из Темплского университета (оба — США) объясняет рисковое поведение подростков не слишком зрелой системой подкрепления в их мозге. Как известно, система подкрепления состоит из нескольких мозговых центров (среди которых есть и центр удовольствия), отвечающих за чувство удовлетворения из-за награды. То есть когда человек, чтобы достичь цели, выполняет какую-то последовательность действий и в конце достигает желаемого, он получает удовольствие — и этим чувством обязан системе подкрепления.

Подростковый этап — время активной социализации, когда человек не просто обрастает социальными связями, но и учится их строить, поступая более или менее самостоятельно. В эту пору бóльшую часть времени подросток проводит со своими товарищами. В такой среде каждый поступок вызывает живой отклик со стороны окружения. Если всё, что имеет смысл в этот момент, — это «братство», «товарищество» и прочая социализация, то наибольшее удовлетворение будет от тех поступков, которые рождают «широкий общественный резонанс». Грубо говоря, когда подросток «кидает понты», он имеет в виду скорейшую награду в виде одобрительного гомона друзей. О том, какие последствия будут у поступка в дальнейшем, он, разумеется, не задумывается.

Несколько лет назад та же группа исследователей выяснила, что в гоночном симуляторе четырнадцатилетние склонны рисковать в два раза больше, когда играют в компании. При этом с возрастом тяга к риску падает: старшие подростки в той же ситуации рисковали всего лишь вполовину сильнее.

В новой статье, вышедшей в Current Directions in Psychological Science, психологи подтверждают, что, в отличие от взрослых, подростки готовы идти на риск, если знают, что за ними наблюдают товарищи. При этом, когда подростки находятся в компании себе подобных, у них активнее работают такие зоны мозга, как орбитофронтальная кора и полосатое тело, которые участвуют в оценке будущей награды. То есть в компании подросток активно прикидывает, как можно получить социальные бонусы от окружающих его людей. В разговоре же один на один подросток может проявлять исключительную разумность и вполне осознавать последствия своего поступка. Однако не вполне зрелый мозг, который занят построением социального окружения, принимает во внимание не анализ поступка, а соображения системы подкрепления.

В этом смысле родители и бабушки с дедушками правы лишь отчасти, когда говорят про шального подростка, что он «не с той компанией связался». Нет, дело не столько в компании, сколько в повышенном внимании подростка к чужому мнению.