http://tuofikea.ru/novelty

Рынок труда сделают прозрачным?

Новые данные по уровню безработицы в России на днях опубликовал Росстат. Результаты исследования показали, что март 2013 года выдался, если можно так выразиться, урожайным на трудоустройства в разных отраслях экономики. Специалисты Росстата обнародовали данные, согласно которым безработица в нашей стране в марте упала на 9,5% и остановилась на итоговой отметке в 5,7% от общего числа экономически активных граждан.

Здесь сразу же нужно сделать пояснение по поводу того, что такое экономически активное население. В нашей стране это трудоспособные граждане в возрасте от 15 до 72 лет (по мировым стандартам: от 10-ти до 72-х лет), в том числе, и безработные. Так вот, это самое экономически активное население России сегодня составляет почти 53% от общего числа граждан России, или чуть более 75 миллионов человек в абсолютных единицах. Выходит, что 5,7% безработных — это ни что иное как 4,3 миллиона человек. При этом тот же Росстат публикует сведения, согласно которым в государственных центрах занятости населения зарегистрирован лишь 1,1 миллион безработных. Если так, то ещё 3,2 миллиона человек в России остаются незарегистрированными безработными, но при этом статистические ведомства их по хитрой методике всё-таки сумели выявить.

В то же время зампред российского правительства Ольга Голодец остаётся при мнении, что указанное число безработных ни в какое сравнение не идёт с тем числом россиян, которые, по её выражению «трудятся неизвестно где и при этом не платят налогов». Госпожа Голодец ещё более хитрым методом подсчитала, что в нашей стране таких работающих «неизвестно где» 38 миллионом — то есть больше половины того же экономически активного населения России. При этом Ольга Юрьевна не раскрыла секретов того, каким образом её удалось выйти ровно на 38 миллионов человек. Но из её посыла ясно, что правительство подумывает над тем, как же вернуть этих «серых россиян», зарабатывающих деньги, но не платящих налоги, в «светлое» русло. А если отталкиваться от той цифры, которую вице-премьер озвучила (38 миллионов человек), то тут, что называется, есть простор для деятельности. Только вот какими рычагами правительство будет возвращать в «светлое» такую армию россиян, пока остаётся только догадываться.

Попробуем разобраться на конкретных примерах.

Пример первый.

Крупный или мелкий чиновник трудится на своей должности и получает за свой труд N рублей. Однако N рублей для полноценной жизни его не устраивают, и он решается на открытие бизнеса, который приносит ему доход в виде 100N рублей. Только теперь чиновнику приходится в срочном порядке переоформлять свой бизнес на зятя или двоюродного племянника, чтобы не проявляли себя нестыковки с недавно принятым законом о запрете ведения бизнеса для российских чиновничьих элит разного уровня. А чтобы не платить полноценный налог со 100N-рублёвой прибыли, открываются ещё пяток-другой компаний, которые отчитываются в общей сложности не о 100N, а об N/100 рублей прибыли. Помогает им сделать такой замечательный во всех отношениях отчёт сам же чиновник, который кровно заинтересован в работе этой схемы и потому схемку прикрывает, как может.

Вот и получается, что он (гипотетический чиновник) является одним из тех 38 миллионов россиян, которых «выявила» Ольга Голодец. Но только чтобы раскрутить всю эту цепочку фирм, оформленных на зятьёв и дядьёв при той интенсивности работы следственных и контролирующих органов, которая имеет место быть сегодня, понадобится столько времени и средств, что проще на все эти хитросплетения со схемами по уходу от уплаты налогов плюнуть. Часто ведь так и происходит: мол, пусть депутат, губернатор или министр работают «неизвестно где» кроме своего основного кабинета, но зато пусть внешне всё выглядит спокойно. Лишь единичные случаи становятся достоянием общественности, и эти случаи потом муссируются за неимением ничего другого.

К данному способу шельмования доходов со стороны различного уровня чиновников относится и вариант, который буквально на днях всплыл в СМИ. ИТАР-ТАСС приводит информацию о том, что перед тем, как отчитаться от доходах, около трёх десятков думских депутатов развелись с своими жёнами. Остаётся гадать, то ли среди депутатов Государственной Думы массово проявился острый кризис семейных отношений, то ли расставание с жёнами произошло по той причине, что доходы этих самых депутатских жён просто неприлично демонстрировать широкой общественности. И второй вариант в такой ситуации выглядит более вероятным.

Пример второй.

Слесарь Сидоров работает на заводе и получает X (просьба не путать «икс» со старославянским вариантом прочтения этой буквы). Со своего «икса» он исправно платит налог. Однако ему в голову тоже приходит мысль, что Х — это мало, и он находит «серую» работу — ну, на вскидку, «бомбит» на своей «семёрке» в ночное время. Вот до слесаря Сидорова руки контролирующих органов вполне могут добраться, ведь он работой своего «такси» наносит непоправимый ущерб экономике страны… Хотя Сидоров не бомбил бы вовсе, если бы на том же заводе несколько адекватнее качеству и количеству производимых работ оценивался его труд.
Именно поэтому многие специалисты сферы рынка труда говорят о том, что в последнее время легальных сотрудников буквально выдавливают с предприятий, предпочитая использовать труд нелегалов. Для выдавливания можно создать все условия: зарплату на уровень плинтуса — мол, сам уйдёт. А с нелегалом современному работодателю и забот меньше: налоги не платить, социалку не оформлять (никаких тебе больничных или отпускных). Разве что с инспекцией по труду нужно соответствующие связи поддерживать. На этом основании рынки труда и насыщаются людьми, которые работают без какого-либо документального подтверждения своей занятости, причём существенный процент отдаётся нелегалам из-за рубежа, которые готовы работать за меньшие деньги.

По вопросу привлечения мигрантов на российский рынок труда Ольга Голодец тоже высказалась. На сей раз её позиция вызывает позитивную реакцию. Она заявила, цитата:

В первую очередь, нужно создавать условия для комфортного проживания, хороших рабочих мест с высокой зарплатой для российских граждан. Если дальше так будет продолжаться (речь о привлечении в РФ трудовых мигрантов), то можем попасть в зависимость от других стран и от наличия иностранных работников.

А чтобы «так» не продолжалось, пора уже нашему правительству от подсчётов объёмов «серого» рынка труда переходить к реальным делам, благодаря которым труд желающего трудиться россиянина будет оцениваться, как полагается, без ущерба, скажем так, для его жизненных потребностей. А то, судя по статистике, у нас больше всего на уровень заработной платы влияет не уровень образования, квалификация и производительность труда гражданина страны, а исключительно географическое положение места его работы. Так средняя заработная плата по России указывается в размере 27 тысяч рублей, а, например, по Москве — 52,5 тысячи. Неужели продавать обувь или замешивать бетон в Москве многократно тяжелее, чем в Брянске или Саратове…