http://tuofikea.ru/novelty

Когда ждать новой «Манежки»?

На прошлой неделе в Москве был арестован один из основателей объединения националистов «Русские» Георгий Боровиков вместе с двумя соратниками – Андреем Шишкановым и Владиславом Брагиным. Всех троих обвиняют в грабеже с применением насилия. Днем ранее полиция арестовала Павла Важенина, как и Боровиков, участвовавшего в акции на Манежной площади в декабре 2010 года. А еще в минувшие выходные ультраправые устроили без ведома властей акцию в десятках метров от Манежной площади. Около 300 участников «Дня русского гнева» собрались на Пушкинской, часть из них перекрыла Тверскую с лозунгом «Россия для русских», десятки человек были задержаны. Что происходит в среде националистов и когда нам ждать новой «Манежки», разбирался Slon.

Арестованный Боровиков до минувшего марта вместе с более медийными Александром Поткиным и Дмитрием Демушкиным были одними из лидеров объединения «Русские». По версии следствия, в июне 2012 года в квартире Боровикова активист «Великой России» Артем Томский подвергся пыткам и издевательствам. В интернете доступно видео, где несколько мужчин избивают распростертого на полу Томского. Лиц на видео не видно, но следствие спустя год после записи утверждает, что там были Боровиков и его соратники Брагин и Шишканов. Всех троих обвиняют по ч. 2 ст. 161 УК РФ («Грабеж»). По сообщениям газеты «Известия», следователи считают, что нападение было совершено с целью отнять джинсы Томского стоимостью 1100 рублей.

Позднее при обыске в квартире у Боровикова каким-то образом нашелся и паспорт Томского. Это довольно неожиданно, учитывая, что Томский был изгнан из «Великой России» тогда же, в июне, и с тех пор о нем никто ничего не слышал. Но этой весной он вдруг пришел в полицию и написал заявление о грабеже против Боровикова. Почему именно сейчас?

Власти решили обезглавить правое движение накануне майских акций, говорит пресс-секретарь Боровикова. «Перед большими мероприятиями, а 1 Мая у националистов всегда большие акции, всегда активизируются аресты, обыски и все что угодно. Здесь нашли двух глупых парней, которые действительно что-то натворили, и решили притянуть к ним Боровикова, чтобы вывести его из игры», – утверждает его пресс-секретарь Мария Дементьева.

Задержание Боровикова, судя по всему, происходило очень жестко – в интернете выложены фотографии перевернутой вверх дном квартиры и кровавых пятен на полу. На суде по мере пресечения лицо Боровикова было в синяках и шрамах. Он заявил, что его избили при обыске, а позже не оказали медицинской помощи, что с четверга до субботы ему не давали глотка воды. У обвиняемого, по словам Дементьевой, могло быть сотрясение мозга, так как на суде он с трудом мог стоять, шатался, но томографии ему не сделали.

Сам Боровиков на суде заявил, что его преследуют по политическим мотивам, что это происки спецслужб и некоторых его политических противников. Владислав Брагин на суде признал свою вину и раскаялся. Андрей Шишканов, по словам его адвоката, дал «откровенные показания» и выразил готовность помогать следствию. Сейчас все трое в СИЗО.

«Сегодня – Боровиков, завтра – любой»

Вроде бы типичная история про арестованных националистов, но ультраправые уже не могут успокоиться: Поткин винит недавнего соратника в сотрудничестве со спецслужбами. Демушкин говорит об «аморальном поведении». В итоге даже в ЭПО «Русские», в создании которого участвовал Боровиков, теперь отказываются ему помогать.

А ведь 33-летний Боровиков – человек если не заслуженный, то уж точно известный в среде националистов: состоит в обществе «Память» с 1997 года. Член КС оппозиции, известный петербургский националист Николай Бондарик негодует в твиттере: «Арестован мой друг и товарищ Георгий Боровиков. Поткин заявляет, что движение „Русские» не будет его поддерживать. Подлость неописуемая….» Поткин ему отвечает: «Мало ли какие козлы у тебя в друзьях». Далее начинается обычная в Сети ругань. В итоге Бондарик объявил, что выходит из объединения «Русские». «Не собираюсь объявлять войну московским лидерам. Я пытаюсь достучаться до их совести. Своих сдавать нельзя. Сегодня – Боровиков, завтра – любой», – пишет он в микроблоге.

В минувшем марте Боровикова исключили из ЭПО «Русские». Поткин объявил его агентом Лубянки, а Демушкин пояснил, что Боровиков был изгнан из объединения «Русские» за «пьянство и аморальное поведение», но пресс-секретарь арестованного Мария Дементьева говорит, что речь шла о расколе. В марте же Боровиков начал выстраивать свою структуру, параллельную ЭПО «Русские», сейчас являющейся, по сути, единственной крупной националистической организацией в стране. На первый съезд в гостиницу «Измайлово» пришли известные в правой среде Александр Иванов-Сухаревский, Николай Бондарик и Андрей Савельев. Следующий слет альтернативных националистов, видимо, пройдет теперь не скоро.

Эхо «Манежки»

Через два дня после задержания Боровикова, 13 апреля, в 23 крупнейших городах России, от Москвы до Владивостока, прошли акции «День русского гнева», поводом для которых стало убийство в Ростове-на-Дону футбольного фаната Александра Терехова. В большинстве городов акцию не согласовали, а участников жестко задержали. Так, в Сургуте были задержаны 180 молодых людей, у них изъяты травматические и пневматические пистолеты, ружье и обрез, биты, молотки, железные трубы, спортивные снаряды и вилы. «День русского гнева» на Пушкинской площади в Москве собрал примерно 300 человек – части из них удалось перекрыть Тверскую и дойти до Манежной, другая часть двинулась в противоположную сторону и дошла до Садового кольца. Полиция задержала несколько десятков участников митинга.

Ни одна официальная организация националистов не назвалась их организатором. ЭПО «Русские», где состояли все задержанные накануне активисты, бойкотировало «День русского гнева» в столице. «Русская коалиция действия», в которую входил Боровиков, также заявляла, что не имеет отношения к этой акции. Участники «гневных» митингов узнавали о них через социальные сети – накануне в «ВКонтакте» стали появляться группы по городам, позже призыв выйти на улицы 13 числа поддержали фанатские форумы. «Акцию организовывала довольно разрозненная группа, которая существует еще со времен „Манежки», – говорит лидер „Великой России» Андрей Савельев. – Это малоизвестные люди, они не играют существенной роли в русском движении, вот и предлагают отказаться от вождей».

Неудивительно, что вожди относятся к таким акциям с недоверием, говорит публицист Егор Просвирнин – его интернет-портал «Спутник и Погром» официально поддержал акцию, а сам он оказался в числе задержанных. «В Москве на несанкционированный митинг вышло около 300 человек без всякой организации, за акцией не было структуры и лидеров, которые пытались нажить себе политический капитал», – напоминает он. Митинг за введение виз со Средней Азией 14 апреля, то есть буквально на следующий день, который пять организаций националистов готовили в течение трех месяцев, собрал всего немногим больше – 500 человек.

По версии Егора Холмогорова, «День русского гнева» вообще мог быть полицейской провокацией: «Никакого политического смысла эта акция не имела, тем не менее ее старательно раскручивали. Моя версия проста: те школьники, которых задержали и переписали, теперь пойдут в статистику – мол, проведена профилактическая работа. Кто там провокатор, кто дурак, я сказать не могу», – говорит он. Аресты Боровикова, Важенина и остальных тоже могли быть вызваны необходимостью отчитаться о борьбе с ультраправым экстремизмом, полагает он.

Арестовывать лидеров немногочисленных националистических движений, ссорить их между собой, подкупать, устраивать провокации – бессмысленное на сегодня занятие, уверен Просвирнин, потому что улица научилась организовываться без них. Власть это либо поняла, либо очень скоро поймет. «Все сторонники Боровикова и Поткина – это человек сто, их можно соединять или разъединять, но это не стоит ничего, они и так друг с другом грызутся десятилетиями».

При этом дрязги в руководстве националистов все меньше влияют на реальную ситуацию, такая тенденция будет продолжаться, говорит публицист Просвирнин. «Не думаю, что началась волна репрессий против националистов. Я думаю, их будут пытаться массово скупить и использовать на благо Кремля. „День гнева» поставил важный вопрос: на хрена все эти люди нужны. После „белоленточных» протестов умерла либеральная оппозиция, и то же самое происходит в националистическом движении», – полагает Просвирнин.