http://tuofikea.ru/novelty

Российская армия возрождается?

Плюсы и минусы политики нового руководства Вооруженных сил России.

15 апреля издание «American Thinker», известное в США как рупор политической религии республиканской партии – «неоконсерватизма», опубликовало примечательную статью «Российская армия и новая холодная война». «В 2013 году военный бюджет США был сокращен на 15%, в то время как военный бюджет путинской диктатуры в России в период с 2012 по 2015 год должен увеличиться почти на 60%», — такие устрашающие американского обывателя цифры приводятся в этой статье.

Далее речь идет о коварной московской пропаганде, которая «призвана убаюкать Запад и создать у него чувство самоуспокоенности, пока Путин раскручивает маховик новой холодной войны». Можно уверенно констатировать, что если такие наши «друзья», как неоконсерваторы, пишут подобное, то само по себе это означает правильность принимаемых руководством нашей страны мер по возрождению и укреплению ВС РФ.

Впрочем, один пассаж из упомянутой выше статьи достоин отдельного рассмотрения. Говоря о российской госпрограмме перевооружения, «неоконсерваторы» злорадствуют: «Точно такая же политика привела СССР к банкротству и развалу. Советский Союз настойчиво выделял огромные средства на вооружения, игнорируя даже самые основные потребности своего населения. А Россия, возглавляемая заносчивым шпионом КГБ, который распад СССР считает трагедией, делает то же самое». Нельзя не заметить, что схожие по сути заявления все чаще звучат внутри и нашей страны, из уст разного рода либеральных политиков и экспертов. Причем вся эта шумиха приняла настолько широкие масштабы, что недавно даже курирующему ОПК вице-премьеру Правительства РФ Дмитрию Рогозину пришлось опровергать циркулирующие в СМИ сообщения о «милитаризации экономики». В действительности ситуация очевидна: на восточных и южных рубежах нашей страны возрастает уровень потенциальных угроз, международная обстановка перманентно накаляется, растет количество военных конфликтов во всех регионах мира.

При этом масс-медиа ведущих стран НАТО практически единодушно твердят о необходимости наращивания военного потенциала – достаточно просмотреть заголовки газет за последнюю неделю.

Так, британская «The Financial Times» прогнозирует: «Разоруженная Европа не сможет сама себя защитить», итальянская «Il Legno Storto» утверждает: «Сильная армия необходима», французская «Atlantico» резко критикует действующего президента за урезание военного бюджета в статье под названием: «Сокращение сухопутной армии — серьезный стратегический просчет». Добавим, что для России с ее колоссальной протяженностью континентальных границ какие-либо непродуманные шаги по сокращению сухопутных войск – это вообще катастрофа.

Следует отдать должное новому руководству Министерства обороны. Впервые за истекшие два десятилетия начинают приниматься жесткие меры в отношении лиц, уклоняющихся от воинской службы. Так, 8 апреля военное ведомство объявило о подготовке закона, который предусматривает, что уклонистам по достижении 27 лет будут выдавать специальную справку вместо военного билета. В этой справке будет сказано, что данный гражданин, не имея на то законных оснований, не выполнил свой воинский долг перед Родиной. Один из разработчиков данной меры выразил уверенность в том, что лицам с таким, как говорят в народе, «волчьим билетом», будет гораздо труднее устраиваться на работу не только в государственные структуры, но и в коммерческие. Что само по себе заставит многих уклонистов крепко задуматься. Насколько серьезна данная проблема, можно судить из недавнего доклада заместителя начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ генерал-майора Евгения Бурдинского. Приведем фрагмент из этого документа: «В 2012 году на военную службу отправлены 295 тысяч 710 человек. Притом что в ходе призывных кампаний через комиссии прошли около полутора миллионов человек. Вопрос с уклонистами остается проблемным. В 2012 году 235 тысяч 856 человек не получили повестки и убыли без снятия с воинского учета. Это непосредственное нарушение законодательства Российской Федерации».

Однако даже те призывники, которые не уклоняются от прохождения призывных комиссий в военкоматах, в войска все равно не попадают. Почему? Генерал Бурдинский дал в своем докладе предельно честный ответ на этот вопрос: «Очень много остается граждан, имеющих освобождение по состоянию здоровья. Мы испытываем серьезные проблемы при комплектовании частей и соединений с повышенными требованиями. Не хватает призывников на флоте, во внутренних войсках специального назначения, морской пехоте, Воздушно-десантных. Из числа поступивших в войска более 52 процентов имели ограничения по состоянию здоровья. Следующая категория ограничений по состоянию здоровья – психические расстройства и заболевания нервной системы. 22 процента больных данной категории из всех, кого мы не можем призвать – это тревожные симптомы».

Как тут не вспомнить обошедшие всю Россию горькие слова, сказанные Дмитрием Рогозиным командующему Тихоокеанским флотом: «Корабли мы вам построим, только кто на них служить будет»?

В отчаянии от проблемы не только хронического некомплекта, но и ужасающего падения общего интеллектуального уровня призывного контингента, Министерство обороны решилось на крайнюю меру – призывать в армию студентов высших учебных заведений. Правда, четкого представления о том, как конкретно будет работать эта схема, пока еще нет. Напомним, что министр обороны России Сергей Шойгу в марте на встрече со студентами МГТУ им. Баумана сообщил, что рассматривает предложение о «службе в рассрочку», когда юноши могут отдать воинский долг не прерывая учебу в университете — по три месяца во время летних каникул. Но при этом оговорился, что было бы проще призывать выпускников вузов сразу после получения диплома.

Интересную идею выдвинул вице-премьер Правительства России Дмитрий Рогозин. В эфире программы «Арсенал» на радиостанции «Эхо Москвы» он озвучил следующее предложение: «Работники оборонных предприятий, если они будут уходить в вооруженные силы на срочную службу, служили бы в тех частях, которые связаны с их профессиональной специализацией. На действительной службе они будут эксплуатировать ту самую технику, которую они производят, будучи работниками этих оборонных предприятий. Скажем, работник авиационного предприятия должен будет обслуживать именно самолеты. Тот, кто делает БТР, он будет, соответственно, служить механиком на бронетранспортере и так далее. Это одно из тех решений, которое позволит профессионализировать личный состав вооруженных сил». Добавим, что схожая практика существовала в свое время в Советской армии.

Следует подчеркнуть, что весенняя и осенняя призывные кампании этого года пройдут в особых условиях: Министерством обороны принято решение о значительном увеличении численности призывников из северокавказских республик. Прежде всего, из Дагестана. Относительно этого решения ни в среде военных, ни в среде экспертов единого мнения нет. Хорошей иллюстрацией к данной проблеме может быть опубликованная 2 апреля интернет-изданием «Военное обозрение» статья «Трудности призыва: Минобороны возвращает в армию северокавказскую молодежь»: «Власти регионов Северного Кавказа находятся в незавидном положении: «перепроизводство» населения налицо, а рабочих мест и «социальных лифтов» для молодежи нет. И кавказские региональные власти были бы только рады, если бы часть молодежи отправлялась на срочную службу за пределы региона «на казенные харчи». На Северном Кавказе живет чуть меньше 10 процентов населения страны. С учетом демографического диспаритета российских регионов, доля призывников с Кавказа, при снятии ограничений на призыв оттуда, будет только расти. Правда, нет уверенности, что это поспособствует росту качества, профессионализма и боеспособности российской армии».

Конечно, в таких случаях обычно начинается либеральная волынка насчет «ксенофобии», «интолерантности», «ущемления прав малых народов» и т.д. и т.п. Поэтому для более объективного освещения вопроса подчеркнем, что армия «самой демократической» страны мира – Соединенных Штатов Америки – испытывает точно такие же проблемы.

9 апреля влиятельное издание «TheAmericanConservative» опубликовало большую аналитическую статью под весьма красноречивым названием: «Наша сегодняшняя армия: бандиты, нацисты и душевнобольные».

В частности, обозреватель Кларк Стуксбери подчеркнул, какую серьезную угрозу представляет собой проблема засилья в войсках «этнических землячеств»: «В армию США попадают члены афроамериканских и латиноамериканских банд. Это наглядно, пугающе и весьма неприятно дало о себе знать в 2005 году, когда солдаты, бывшие членами чикагской преступной группировки и служившие в Германии, до смерти избили сержанта в ходе церемонии инициации, которая закончилась столь плачевно. Отследить членов банд в армейских рядах трудно, поскольку официального и конкретного запрета на такое членство нет. Убийства — это самая тревожная проблема, создаваемая этническими бандами. Причем члены банд смотрят на военную службу как на тренировочный этап, дающий им возможность хорошо подготовиться к ведению собственных войн. ФБР признает, что бандиты могут использовать вооруженные силы в целях подготовки и обучения. По словам одного из федеральных агентов «они проходят прекрасную огневую подготовку, получают доступ к самым разным видам оружия и знания о них, после чего имеют возможность использовать эти знания»».

Как тут не вспомнить страшный случай, имевший место в пограничных войсках 28 августа прошлого года: солдат-дагестанец расстрелял из автомата семерых русских сослуживцев. В процессе расследования выяснилось, что преступник был связан с одной из орудующих в Дагестане экстремистских исламских организаций.

Следующим важным шагом министра обороны России Сергея Шойгу, направленным на преодоление последствий разрушительных «реформ» эпохи прежнего руководства, является значительное увеличение численности курсантов в военных училищах. Так, согласно утвержденному плану набора курсантов на 2013 год, в учебные заведения планируется принять более 15 тысяч человек. Для сравнения: в 2009 году на первый курс военных ВУЗов было зачислено всего лишь 3 тысячи курсантов. Кроме того, Сергей Шойгу принял решение вернуть военным училищам и академиям их исторические названия, почетные наименования и государственные награды.

Особого упоминания достойно решение нового министра обороны восстановить в армии институт прапорщиков и мичманов. Подчеркнем, что данная мера не будет мелкой или половинчатой. Лидер партии «Родина» и член Комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев назвал точную цифру: в войска и на боевые корабли вернутся 55 тысяч (!) прапорщиков и мичманов. «Школы прапорщиков давали армии категорию специалистов — как специалистов тыла, так и специалистов, которые могли работать на высокосложном оборудовании. Таких специалистов сейчас катастрофически не хватает», — отметил Журавлев.

Если вспомнить, что 9 мая в сухопутных войсках были восстановлены из ущербных сердюковских бригад первые две прославленные дивизии – Кантемировская и Таманская, то можно сказать «все возвращается на круги своя».

Министерством обороны предпринимаются усилия по восстановлению и усилению боеготовности войск. Все более распространенным явлением становятся внезапные проверки боевой готовности, чаще и масштабнее проводятся учения и маневры. При этом серьезное внимание уделяется боевой подготовке частей, находящихся на наиболее угрожаемом сегодня Южном стратегическом направлении. Так, 12 апреля начались учения разведывательных подразделений российской военной базы, дислоцированной в Республике Абхазия, а также войск ПВО-ВКО на полигоне Ашулук в Астраханской области. Неделей ранее масштабные маневры на территории Краснодарского края провела одна из элитных частей российской армии — 7-я гвардейская десантно-штурмовая горная дивизия ВДВ.

Наконец, необходимо сказать несколько слов о такой важной проблеме военного строительства, как формирование российской Арктической группировки. Напомним, что еще с 2010 года между тогдашним руководством Министерства обороны и предприятиями ОПК, получившими заказы на производство вооружения и боевой техники для арктических бригад, возник конфликт, итогом которого стал фактический срыв оснащения войск. Благодаря энергичному взаимодействию Дмитрия Рогозина и Сергея Шойгу удалось добиться серьезного прогресса в решении этой важнейшей проблемы. В конце марта военнослужащие 200-й бригады Западного военного округа, дислоцированной в поселке Печенга Мурманской области, приступили к практическим испытаниям целого ряда образцов новейшей техники для ведения боевых действий в условиях Заполярья. Речь идет о высокопроходимых бронемашинах «МТЛБ-ВМК», двузвенных тягачах «ДТ-30» и «ДТ-10», армейских снегоболотоходах «ГАЗ-3351», «ТТМ-3П» и «ДТ-3П». Так, гусеничный «ГАЗ» может перевозить 16 человек или 2,5 тонны грузов. Плавающий броневик «ДТ-3П» предназначен для передвижений на абсолютно непроходимой местности, где вообще нет дорог, а есть только направления. Транспортер может развить на бездорожье скорость 60 километров в час и без остановки двигаться до 700 километров. Все опытные машины плавающие и двузвенные, то есть к ним крепятся прицепы. Интересно, что, по мнению главкома сухопутных войск генерал-полковника Владимира Чиркина, эта новая техника может быть использована для ведения боевых действий в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в горной и горно-лесистой местности.

Как известно, русская пословица гласит, что в бочке меда всегда может найтись ложка дегтя. Именно так можно расценивать возвращение в высшие эшелоны военного руководства сердюковского начальника Генштаба генерала армии Николая Макарова.

Сергей Шойгу подписал приказ (который не решались обнародовать в течение месяца) о его назначении на должность советника министра обороны. Определена и область практической деятельности экс-главы Генштаба – «ведущий аналитик управления генеральных инспекторов Минобороны РФ». Мотивы этого странного назначения назвал президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов: «Ведь если считать, что они (предыдущее руководство Минобороны РФ) провалили реформы полностью — здесь идет следующий удар по верховному главнокомандующему, поскольку он утверждал основные положения военных реформ. Реформы обсуждались на Совете безопасности, они получали одобрение в Госдуме и Совете Федерации — тогда вся система подставляется как неэффективная, и это нужно приглушить».

Остается только надеяться, что советы Макарова по дальнейшему реформированию армии Сергей Шойгу будет воспринимать с чувством юмора.