http://tuofikea.ru/novelty

Визовые болтуны: про мигрантов из СНГ

Начав с угрозы ввести визовые отношения со «странами СНГ» в целом, российские чиновники быстро скатились к введению виз сначала со Средней Азией, а потом — и вовсе с одним только Таджикистаном. Но и в это никто не верит.

После состоявшегося недавно выездного заседания комиссии под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина, где целая делегация высокопоставленных федеральных чиновников встречала и инспектировала поезд, следовавший из Душанбе в Москву, с новой силой зазвучали призывы к введению визового режима для граждан стран СНГ. В этой связи очень любопытно проследить изменение риторики, связанной с этим вопросом за минувшие три дня.

Если сразу после проведения инспекции, прямо на железнодорожном перроне Рогозин требовал введения виз для всех без исключения граждан СНГ, то на следующий день визы уже считалось разумным ввести только для граждан из стран Средней Азии, а сегодня глава Федеральной службы по контролю за наркотиками Виктор Иванов предложил ограничиться ужесточением мер при въезде в Россию только для граждан Таджикистана. Заявив, что они должны пересекать границу России исключительно по загранпаспортам. По его мнению, эта мера позволит бороться с контрабандой афганских наркотиков и терроризмом.

Поскольку заявления о необходимости введения визового режима о стороны российских властей, как правило, означают, что на руководство той или иной страны – поставщика рабочей силы оказывается давление, тут всегда важен контекст. А контекст выглядит так: визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву не сблизил позиции сторон, и сразу после визита Госдума РФ ратифицировала списание госдолга Киргизии на $500 млн.

Выглядит все это так, будто Киргизия вознаграждена не только за неизменность своей позиции по выводу базы ВВС США в 2014 году, но и как опорный союзник России в Средней Азии в свете продолжающейся американизации Узбекистана, и в свете усталости Москвы от попыток Таджикистана паразитировать на экономике РФ, проводя недружественную внешнюю политику.

По мнению экспертов, призывы ужесточить условия въезда в Россию для граждан Таджикистана связаны с упорным нежеланием Душанбе продлить сроки размещения 201-й базы вооруженных сил РФ в этой стране. «Давление будет расти до тех пор, пока таджикское руководство не согласится на продление размещения базы на условиях России», — считает Марс Сариев.

«С другой стороны, Душанбе начал вести активную внешнеполитическую деятельность в европейском направлении, и возможно уже находит поддержку в странах НАТО, — отмечает политолог Айбек Султангазиев. — Об этом говорят факты приезда торговой делегации из Великобритании, частые визиты представителей других стран Евросоюза».

Говоря о введении визового режима с Таджикистаном, большинство экспертов считают, что этим угрозам не суждено стать реальностью – влиятельным российским девелоперам, добывающим компаниям и жилищно-коммунальной мафии РФ невыгодно закрывать двери перед дешевой рабсилой. «До введения визового режима, думаю, не дойдет, — считает Султангазиев. – Реальных шагов не будет, больше похоже на предупреждение. А вот требование въезда граждан Таджикистана по загранпаспортам вполне реально. Могут быть также ужесточены практика депортатации гастарбайтеров и подход к соблюдению норм их легализации».