http://tuofikea.ru/novelty

Шайтан-арба еще поездит. Реплика Максима Соколова

В связи с острой проблемой всевозрастающей миграции в Россию из бедных стран Средней Азии — бывших республик в составе СССР — на этой неделе бы испробован уже многократно испытанный на постсоветском пространстве санитарный метод. Вице-премьер по оборонке Дмитрий Рогозин и главный санитар Геннадий Онищенко лично прибыли на пограничную станцию Аксарайская (т. е. Белодворцовая) Астраханской области (дальше железная дорога идет по территории Казахстана), чтобы проинспектировать состояние пассажирского поезда «Душанбе – Москва». Стоит напомнить, что из 300 тысяч таджикских мигрантов, ежегодно прибывающих в Россию, большинство приезжает именно этим поездом. Самолетом слишком дорого.

Состояние поезда оказалось совершенно неудовлетворительным. Рогозин заявил, что этот поезд вообще нельзя допускать на территорию РФ. «Ощущение того, что это серьезная угроза санитарному здоровью всей нации. Техническое состояние поезда просто не выдерживает критики, оно удручающее. Такие транспортные средства на территорию приличных государств допускать невозможно». Онищенко предложил Таджикистану вообще поменять вагонный парк: «Нужно заставить заменить подвижной состав, потому что он в таком состоянии, что не подлежит никакому ремонту, а если ремонтировать, то это дороже выйдет, чем купить новый. Также заставить исполнять такие текущие требования, как санитарная населенность вагонов».

Похоже, что чиновники, посетившие станцию Белодворцовую, вряд ли особенно сгущали краски. Поезда среднеазиатского формирования еще и во времена СССР представляли собой довольно специфическое зрелище, мне довелось проехаться на таком поезде 35 лет назад, и впечатление было сильное. С тех пор вагонный парк, считай, не обновлялся — откуда деньги? Тем более в Таджикистане — он и в советские времена был самой бедной из союзных республик, а после распада СССР перенес разрушительную гражданскую войну, которая никак не способствует расцвету материальной культуры. Среднеазиатская железная дорога еще в методических материалах Остапа Бендера называлась «шайтан-арба». С какой радости тут ожидать особенного улучшения.

Не говоря уже о том, что Рогозин и Онищенко просто обратили внимание на очевидное обстоятельство. Перевозка трудовых мигрантов никогда и нигде не отличалась особенным комфортом и особенным соблюдением правил гигиены. Еще Маршак писал в «Мистере Твистере»:

В белых каютах
Дворца-парохода
Вы не найдете
Цветного народа:
Негров,
Малайцев
И прочий народ
В море качает
Другой пароход.

А на этом другом пароходе санитарные условия ничуть не лучше, чем в поезде «Душанбе — Москва». Сейчас-то еще ничего, а посмотрели бы вице-премьер и санитарный врач на этот поезд где-нибудь в конце июля, когда жара под сорок градусов, а в пути трое суток, если по расписанию.

Но после констатации очевидности, произведенной чиновниками высокого уровня, встает вопрос, что делать дальше. Российская пограничная стража вообще предложила не пускать таджикские поезда в Россию «до устранения выявленных недостатков». «До устранения» — это значит навсегда, потому что в нищем Таджикистане поезда с бедными мигрантами никогда не будут подобием «Красной стрелы».

Вице-премьер Рогозин же внезапно оказался миролюбив: «Радикальных предложений государственная пограничная комиссия не поддерживает и считает, что такого рода вопросы сотрудничества с Таджикистаном … должны рассматриваться в духе партнерства, но при этом при безусловном уважении российского законодательства». В переводе с дипломатического языка на обычный это означает, что решение не принято и вопрос подвешивается. Так что шайтан-арба еще поездит.