http://tuofikea.ru/novelty

Герой до востребования. К началу призыва из Дагестана

1 апреля стартовал весенний призыв. Одна из его особенностей – возобновление в полном объеме набора на службу новобранцев с Северного Кавказа, прежде всего из Дагестана. По разнарядке, спущенной Главным организационно-мобилизационным управлением (ГОМУ) ГШ ВС России в республиканский военкомат, весной текущего года планируется призвать в силовые структуры РФ около четырех тысяч дагестанцев.

Причиной замораживания набора в армию призывников из солнечного Дагестана стала череда безобразных случаев – проявление так называемых неуставных взаимоотношений. Благодаря СМИ эта тема на какое-то время оказалась особо популярной в медийном пространстве, подогревая интерес к и без того проблемному региону. Призыв дагестанцев снова начат. Готовы ли к приему такого пополнения командиры и будущие сослуживцы?

Идеологический провал

Высокий воинский дух не создается сам собой, из ничего, одним лишь изданием приказа командира части. Он формируется в процессе воспитания, взросления человека, базируется на традициях и самым тесным образом связан с национальным и религиозным самосознанием воина. В составленном с учетом богатого наследия и опыта русской (Советской) армии Словаре духовных качеств российского воинства, подготовленном независимым ВНЦ «Отечество и воин» при Военном университете МО, дается следующее определение воинского духа: «Внутреннее состояние, сущность, истинный смысл и характер вооруженной силы как организации людей, союз ума (сознания), сердца (нравственности) и воли (энергии)». Проявляется воинский дух, по мнению одного из видных отечественных специалистов в области военной психологии, участника Русско-японской войны, командующего отдельным корпусом во время Первой мировой войны, профессора Академии Генерального штаба генерала Петра Изместьева, «в самостоятельных действиях и инициативе».

Таким образом, одним из проявлений высокого морального духа воина является его осознанная готовность к самостоятельным действиям, стремление к разумной инициативе. К сожалению, данная идеологема с трудом сочетается с нынешними реалиями нашей армии. В ней вопреки требованиям устава каждый воин очень скоро убеждается в обратном – инициатива наказуема.

Безынициативность оказалась одним из столпов благополучия и даже карьерного роста в ВС России. После бесславной гибели Советской армии и последовавшего за этим многолетнего отлучения ее остатков от регулярных занятий по боевой подготовке, после кадровых «чисток», когда в первую очередь увольнялись офицеры, обладавшие боевым опытом и имевшие собственное мнение, дух в современной армии во многом утрачен.

К чести нынешнего руководства МО, меры в этой области военного строительства предпринимаются и скучать – падать духом сегодняшним солдатам скорее всего не придется. Но помимо многократного увеличения часов на боевую подготовку, активизации других мероприятий, повышающих боеготовность и боевой дух войск, армейскому руководству необходимо обратить внимание и на «внутреннее состояние, сущность, истинный смысл и характер вооруженной силы», то есть на человека в погонах.

С каким багажом знаний, стереотипов, норм и правил поведения придет в армию сегодняшний солдат? При наличии денег и командирской воли поднять боевую выучку намного проще и быстрее, чем боевой дух. Моральное состояние призывного контингента да и всей русской нации оставляет желать лучшего. По данным замначальника ГОМУ Генштаба ВС РФ Евгения Бурдинского, почти 250 тысяч граждан призывного возраста (из которых большинство русские) в 2012 году уклонились от военной службы. А желающих служить из числа уроженцев Дагестана – хоть отбавляй. Обеими руками за службу в армии и родители кавказских призывников. Налицо провал всей идеологической кампании по формированию у русской допризывной молодежи высокого морального духа и военно-патриотического воспитания. Хотя по большому счету этой задачей вплотную никто так и не занимался.

И это лишь вершина айсберга.

Чем Шамиль лучше Чапаева?

Стартовые позиции для подготовки к службе в армии в Дагестане и других регионах России примерно одинаковы. Одни законы, схожие проблемы. Касаясь традиционных разговоров об исконной воинственности кавказских народов и особой любви тамошних мужчин к оружию и военной форме, уместно вспомнить и о том, что представители коренного этноса еще лет тридцать назад (сужу по себе) с охотой шли служить в армию, рвались в Афганистан, справедливо считая недостойным мужчины закосить от службы. Любимой дворовой игрой пацанов была войнушка, а дома – игра в солдатиков. Очевидно, что надлом, перелицовка, перекодировка сознания произошли за последние десятилетия перестройки и слома старой системы. Непонятно только, почему русские пострадали от этого больше, чем кавказцы.

Ответ, очевидно, надо искать в том, что нас изначально рознит восприятие своего героического прошлого. Когда мы с упоением играли в чапаевых, буденных, матросовых и жуковых, большинство кавказских пацанов хотели видеть себя шамилями. История легендарного основателя первого горского государства на территории России с шариатской формой правления не оставляла умы нескольких поколений жителей Кавказа, прежде всего Дагестана. Способствовала этому и негласно проводимая на местах политика потакания жителям национальных окраин по принципу «Чем бы дитя ни тешилось». Опасность вожди СССР видели лишь в возрождении русского национализма.
Масштабы и цели, которые ставили перед собой такие личности, как Чапаев или Матросов и Шамиль, конечно, несопоставимы. И если герои нашего детства были полностью денационализированы (кого волновало, что Чапаев был чуваш, а Матросов якобы башкир) и изначально партийны, то Шамиль в первую очередь был аварцем и мусульманином, стремившимся объединить всех правоверных Кавказа в единое наднациональное государство – имамат. Мало того, он воевал (и неплохо) против русских. Этого тоже никогда не забывали, особенно в высокогорных аулах. А как подавалась личность имама Шамиля даже в советских школах? Вполне благородно и героически, как лидера национально-освободительного движения горских народов, боровшегося с самодержавной имперской Россией за независимость. Чем не пример для подражания потомкам, жаждущим славы и подвигов?

Рознит нас с кавказцами еще и то, что с крушением Советского Союза и соответствующей идеологии мы очень быстро узнали правду о прежних героях: Василии Чапаеве и Семене Буденном, Зое Космодемьянской и 28 панфиловцах, Аркадии Гайдаре и Георгии Жукове. В режиме нон-стоп на них продолжают лить ушаты грязи, чего не скажешь про имама Шамиля. Словно помолодев, он вернулся к своему народу, чтобы дать ему силы. В наше время мне неоднократно встречались портреты имама, любовно развешанные в служебных помещениях, где большинство военнослужащих составляли дагестанцы. Не припомню, чтобы в каптерках или канцеляриях довелось увидеть изображения Чапаева, Буденного или даже Суворова, Жукова. В лучшем случае – Сталина или Дзержинского. Но эти люди не были нашими любимцами с детства, не совершали славных воинских подвигов.

Установка на оптимизм

На смену прежним героям пришли «кумиры»: попсовая тусня, киношные братки, супермены-качки и гламурные скоробогачи – обладатели яхт, вилл и футбольных клубов. Народу усиленно внушали мысли об отречении от проклятого прошлого, агрессивно пытались стереть нашу национальную память. К счастью, окончательно это не произошло. Но кризис, творившийся в головах государствообразующего народа, увы, налицо. Проводившийся несколько лет назад с целью выявить национального лидера всех времен телеопрос не дал однозначного ответа на животрепещущий вопрос. В десятке победителей такие разноплановые фигуры, как святой благоверный князь Александр Невский и лидер компартии Иосиф Сталин, умеренный реформатор, консерватор и монархист Петр Столыпин и разрушитель старорежимной России Владимир Ленин. Кроме победителя немцев и шведов Александра Невского не было названо ни одного воина, полководца. Неужели наши люди забыли подвиги Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Петра Багратиона, Алексея Ермолова, сотен других блестящих личностей, на примере которых можно воспитать прекрасное поколение защитников Отечества?

Отсутствие общепризнанного национального лидера, сочетающего качества героя-воина и предводителя, консолидирующего народ, – серьезная проблема. К сожалению, осознано это далеко не всеми гражданами. В результате размытых воинских идеалов, дефицита достойных подражания примеров, а порой публичного их уничижения или предательского замалчивания рождаются разочарование в своем прошлом и обида на настоящее, плавно переходящее в унылое ожидание будущего. Это симптом болезни духа нации. Пораженчество – закономерный продукт угасшего национального самосознания. С таким растянутым на десятилетия душевным настроем невозможно ни жить, владея инициативой, ни побеждать.

Не здесь ли корень многих наших проблем, в том числе и имеющих кавказский след? Напомню афоризм современного философа и филолога Василия (Фазиля) Ирзабекова: «Когда русские слабеют, остальные звереют».

Нам нельзя даже виду подавать, что мы слабы, не говоря уже о том, чтобы примириться с этой мыслью как несоответствующей действительности.

Чтобы переломить упадническое настроение, усердно нам внушаемое, нужно не так уж много: поверить в себя, в свою славную историю, вспомнить об истинных героях Отечества, способных воодушевлять нацию. Отсюда главная задача возвращаемых в строй «замполюдов», а также самих командиров, которые обладают широкими правами в процессе воспитания подчиненных. Они должны научить людей гордиться своей страной, преодолевать уныние и пораженческие настроения, поднимая дух воинов. Для этого потребуется помощь писателей, журналистов, публицистов, авторов учебников по истории, педагогов, кинематографистов, священнослужителей.

Когда в 30-х годах прошлого века в Америке бушевал экономический кризис, американцы – военные и гражданские – испытывали сильнейшие психологические проблемы. Страну спасла установка на оптимизм и патриотизм, заданная Франклином Рузвельтом – единственным президентом США, избиравшимся трижды, и поддержанная Голливудом, радио, газетами, церковными проповедниками. Именно в этот период у нации появились новые герои – белозубые неунывающие ковбои (по сути обычные пастухи), а все фильмы непременно заканчивались их победой над коварными индейцами. Уже через год после начала этой массовой кампании в стране наметился перелом настроений, у людей появились силы, уверенность в себе, в свою страну, правительство. Именно это и привело в итоге США к выходу из кризиса.

Всего сто лет назад жители могучей Российской империи чувствовали себя вполне счастливыми, самодостаточными и уверенными в себе, в своей великой стране, смело глядящей в будущее. И если бы не стенания поэтов и писателей, журналистов Серебряного века, вечно ищущих иной, лучшей доли и тем смущавших умы сограждан, не революция, затеянная на деньги врагов Родины и поддержанная пятой колонной, то Россия сегодня была бы первой в мире страной абсолютно по всем показателям.

Урок истории по-дагестански

Процессы, происходящие сегодня в Дагестане, не всегда верно отражаются в центральных СМИ, что вызывает у дагестанцев легкую досаду.

Не так давно в столице республики прошла международная научная конференция «Актуальные проблемы кавказской войны и наследие имама Шамиля». Организаторами выступили Дагестанский центр гуманитарных исследований (ДЦГИ) имени имама Шамиля, Центр аварской культуры и Национальная библиотека. Идейным вдохновителем мероприятия стал известный в республике своими радикальными взглядами председатель ДЦГИ, доктор исторических наук, бывший профессор Дагестанского государственного университета (ДГУ) Хаджи Мурад Доного. Среди гостей, прибывших в том числе из ближнего и дальнего зарубежья, присутствовала и группа молодежи. О ее взглядах говорили отнюдь не традиционные для Дагестана хиджабы, в которые были одеты девушки.

Завкафедрой истории Дагестана профессор ДГУ Омаров в своем выступлении очень тонко дал понять, с чем придется столкнуться федеральному центру в республике, если российская власть и дальше будет действовать неэффективно, нерешительно, непоследовательно, несистемно, без учета исторического опыта и специфики региона. Среди вполне отвечавших заданной теме политкорректных выступлений звучали и завуалированные призывы к пересмотру устоявшихся взглядов на русско-дагестанские отношения, делались провокационные антироссийские заявления, порой напоминавшие скрытые угрозы. Например, это прозвучало в выступлении зарубежного гостя, кандидата исторических наук Майрбека Вачагаева – бывшего полпреда уничтоженного лидера чеченских сепаратистов Масхадова в Москве, а ныне президента французской Ассоциации кавказских исследований и аналитика американской неправительственной организации Jamestown Foundation, среди руководителей которой числятся большой «друг» России Збигнев Бжезинский и бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси.

Господин Доного и его единомышленник – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Республиканского института истории, археологии и этнографии Дадаев в своих выступлениях всячески подчеркивали агрессивность русской политики на Кавказе, шовинизм, якобы присущий русскому народу, и стремление царских властей физически уничтожить мусульман Кавказа, искоренить их веру. В противовес империалистической России восхвалялось государственное устройство имамата, которое является прообразом для «строителей» нынешнего квазигосударства Имарата Кавказ, где якобы в мире и благоденствии жили и процветали народы нынешней России, включая русских солдат-перебежчиков.

Надеюсь, что эта конференция всего лишь досадная оплошность, допущенная республиканскими властями по недогляду. Но она вполне отражает настроения определенной части дагестанского общества, особенно молодежи, которая всегда с симпатией и искренним уважением относилась к подлинно национальному герою Шамилю. Другое дело, как рассматривать эту личность? После пленения русскими имам явил себя всему миру вполне искренним и верноподданным слугой русского государя и призвал к этому свой народ. Об этом периоде его жизни на конференции даже не вспомнили. Знают ли о нем молодые дагестанцы, ожидающие повестки из военкомата?