http://tuofikea.ru/novelty

Малый бизнес закрывается

Правительство делает предпринимательство невыгодным, сокращая тем самым количество рабочих мест.

Депутаты Госдумы сегодня, 12 апреля внесут законопроект сокращения нагрузки по страховым взносам для индивидуальных предпринимателей. Такое решение было принято на вчерашнем совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Дело в том, что резкое увеличение размеров страхового взноса в Пенсионный фонд, принятое правительством, заставило предпринимателей массово закрывать свой бизнес и сниматься с регистрационного учета, так как высокий уровень налогов сделал его абсолютно невыгодным.

Резкий рост налогов с прежних 17 тыс. рублей, до 35,6 тыс. рублей в год, который установил Минфин, повлиял на решение 412 тыс. индивидуальных предпринимателей сняться с учета в период с декабря по февраль этого года, что составило почти 10% от их общего количества в России. Такие цифры приводятся в пояснительной записке к разработанному проекту закона о введении «переходного периода» для повышения страховых платежей. Среди снявшихся с учета индивидуальных предпринимателей, по данным Пенсионного фонда, 36% были заняты в розничной и оптовой торговле, 16% — в грузоперевозках и такси, 12,7% — в промышленном производстве, и 10% — в сфере обслуживания.

Парламентарии внесли предложение, для поддержания мелкого бизнеса, вместо разового двукратного увеличения налогов вводить их в два этапа: 1,5 ставки в 2014 году, а в 2015 году поднять до 2 ставок. Кроме того, как сообщают «Ведомости», Совет Федерации рекомендует правительству установить «мораторий» на повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Депутаты в свою очередь предлагают разрешить организациям с годовым оборотом до 300 тыс. рублей платить взнос в размере одного МРОТ. Также в законопроекте предлагается установить льготы по выплатам в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей, являющихся одновременно и наемными работниками, а так же для получающих пенсию по труду. Народные избранники считают, что так, у малого бизнеса с небольшими доходами будет возможность продолжить работать легально, а более крупные предприниматели станут формировать страховые выплаты в большем объеме.

Вчера на заседании комитета Госдумы по экономполитике эти предложения одобрили депутаты всех фракций, и поддержали все деловые объединения России, а также Минэкономразвития и Минсельхоз. Однако представители финансового и социального блока правительства снова выступили против льгот для бизнеса. В ответ они предложили сохранить ставку в 2 МРОТ, а «нуждающихся» предпринимателей субсидировать из «бюджета развития малого бизнеса», выделенного Минэкономразвития.

Между тем, председатель комиссии по налоговому учету и администрированию «ОПОРА России» Сергей Зеленов заявил, что даже временное снижение ставок, которые через год поднимутся, проблемы не решит. «В этом нет смысла для тех, кто уже покинул бизнес. Если уж вводить мораторий, то как минимум на пять лет. Потому что доходы предпринимателей не растут так быстро, как предполагают парламентарии», — пояснил Зеленов.

Прокомментировать эту проблему «СП» попросила старшего эксперта ИК «Риком-траст» Владислава Жуковского.

— Стоит напомнить, что только за три месяца – с конца ноября 2012 года, по февраль 2013-го — в России перестало существовать (в том числе, обанкротилось или ушло «в тень») свыше 352 тыс. малых предприятий (об этом «СП» писала в статье от 31 марта), которые оказались не в силах нести на своих плечах постоянно возрастающее бремя налоговых и социальных платежей в бюджет.

И после этого, даже несмотря на указание президента Владимира Путина подумать над целесообразностью отказа от введенного несколько месяцев назад двукратного повышения величины социальных сборов с предпринимателей, финансовый блок правительства отказался снизить бремя налогов на малый бизнес и самозанятое население. И сделал это под предлогом, который не выдерживает никакой критики: дескать, предложенный «законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения расходных обязательств на его реализацию».

«СП»: — Какова цена вопроса, сколько потеряет бюджет на отмене этого налога?

— Цена вопроса составила бы всего лишь 47,5 млрд рублей за два года – 2013 и 2014. По масштабам российской экономики и бюджетной системы — это сущие копейки: менее 0,38% расходной части федерального бюджета, 0,2% консолидированного бюджета, менее 0,07% ВВП и приблизительно 0,79% от объема денег, лежащих без дела в Резервном фонде и ФНБ. В итоге, вместо того, чтобы оказать поддержку малому бизнесу (что дало бы импульс созданию рабочих мест, росту капитальных вложений и деловой активности), чиновники из Минфина продолжают уничтожать остатки малого бизнеса в угоду «финансовой дисциплине».

Для сравнения напомню, что от присоединения России к ВТО, один только федеральный бюджет России понес только прямых убытков в размере 330-350 млрд рублей. Хотя для либералов это мелочи – необходимые издержки «рыночных преобразований».

«СП»: — А отказаться от двукратного повышения ставки социальных сборов для малого бизнеса в Минфине не смогли – денег стало жалко?

— Вот именно, якобы не смогли найти источники замещения выпадающих доходов. Этот тезис выглядит несерьезным, принимая во внимание, что только по оценкам председателя правительства Дмитрия Медведева, в бюджетной системе ежегодно разворовывается свыше 1 трлн. рублей, незаконным образом вывозится из страны свыше 1,5 трлн рублей, а по оценкам экспертов, размер бюджетных хищений достигает 4-8 трлн рублей. Для сравнения, уровень собираемости налогов в России хоть и поднялся с 30-33% в 1996-1998 годах, до 75% сегодня, но по-прежнему на 10%-15% ниже показателей европейских стран. И вместо того, чтобы продолжать душить малый бизнес, планомерно увеличивая долговое бремя на предпринимателей, Минфину стоило бы озаботиться масштабными хищениями бюджетных ресурсов и качественно повысить собираемость налогов.

«СП» — Может наши предприниматели получают такие сверхприбыли, что от нового налога они не обеднеют?

— Сейчас наблюдается общее ухудшение финансовых результатов деятельности отечественных предприятий. Прежде всего, в глаза бросается спад чистого положительного финансового результата российских компаний — на 17,2% по итогам первого месяца 2013 года. Финансовый результат отечественных предприятий, отражающий прибыли за минусом убытков, сжался с 761,7 млрд рублей в январе 2012 года, до 630,6 млрд в аналогичном периоде текущего года. Даже с учетом официальной оценки инфляции в первом месяце, составившей 7,2% годовых, получается, что реальный размер прибылей отечественных компаний обвалился как минимум на 24,4%.