http://tuofikea.ru/novelty

Религия защищена по полной, атеисты не защищены ничем

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовала обзорную статью об организованном Союзом коммунистов «Аврора» круглом столе «Клерикализация России — путь в новое варварство».

«Круглый стол» «Клерикализация России — путь в новое варварство» какого-то конкретного повода к проведению не имел. Надысь ничего не стряслось. «Религиоведческий» курс в школах идет с сентября своим чередом; о скоропостижной отмене концертов в Смольном соборе еще не было известно; депутат Милонов со своими инициативами, конечно, не дает заскучать, но вроде тогда у него был антракт. Тем не менее кто-то из участников собрания отметил: «круглый стол» не то чтобы актуальный — с ним даже припоздали. В Москве что-то подобное прошло еще осенью, там даже пришлось переносить место заседания, ибо «пришли громить». Питерских бог миловал.

«Навстречу Северной Авроры»

Устроило «круглый стол» независимое движение петербургских коммунистов «Аврора», но пришли и просто коммунисты (от которых петербургское движение «не зависит»), и не коммунисты вовсе, например, председатель комиссии ЗакСа по образованию, культуре и науке Максим Резник.

— Мы, борясь с этим мракобесием, боремся не за торжество коммунистической или либеральной идеологии, — заявил депутат. — Мы боремся за торжество здравого смысла и за возможность отстаивать свою точку зрения.

Сам парламентарий, отрекомендовавшись православным, отметил, что считает вопрос вероисповедания «личным, и то, что он выходит в такой вульгарной форме в публичную сферу, — возмутительно». Как возмутительно, с его точки зрения, и то, что некоторые его коллеги «размахивают кадилом в Законодательном собрании и выступают с идиотскими инициативами».

Ирина Комолова, депутат городского парламента (фракция КПРФ), тоже кивнула на власть, но не столько петербургскую, сколько вообще нынешнюю «буржуазную»:

— Навязчивой пропагандой церковных ценностей занимаются не столько представители церкви, сколько представители светской власти. Именно нашему буржуазному режиму сегодня как воздух нужна идеология, которая освятила бы эту власть в глазах народа. С ее помощью можно делить народ на агнцев и козлищ, с ее помощью можно уводить в мракобесное прошлое и развязывать себе руки для дальнейшей эксплуатации трудящихся. При полном их на это согласии, ибо власть — от Бога.

Депутат Комолова уверена, что процесс этот губителен в первую очередь для самого же государства: общество, и так разделенное, делят еще и по принципу отношения к вере. Причем «в тех сферах, где разделение просто невозможно без нанесения урона государству»: в армии, образовании, культуре.

— Выгодно ли это самой церкви? Я уверена, что нет, потому что это приведет лишь к ожесточению части населения вначале против церкви как института, затем против верующих и против религиозности вообще.

Хранимая кем-то родная земля

А не мнимая ли это угроза, клерикализация-то вот эта? Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утверждает, что это миф, не имеющий под собой оснований, напомнил доктор философских и кандидат биологических наук Михаил Конашев, член Санкт-Петербургского союза ученых. Он сослался на полугодовой давности интервью главы РПЦ японским журналистам накануне визита в Японию: «…когда говорят о том, что Церковь в России очень тесно соединена с государством, то говорят неправду».

У Конашева другое мнение: почему в 2007-м власти не ответили на т. н. «Письмо десяти», в котором академики РАН выразили обеспокоенность «все возрастающей клерикализацией российского общества» (а среди подписавших были два на всю страну нобелиата — Гинзбург и Алферов)? Почему государственные (т. е. бюджетные) телеканалы ведут трансляции богослужений? Почему не в храме, а в СМИ служители церкви высказывают мнения обо всем на свете — от применения контрацептивов до голосования на выборах? Почему церковные киоски, что-то реализуя, не платят налоги?

Борис Кашин, доктор физ-мат. наук, академик РАН, три года назад как депутат Госдумы вносил законопроект: заменить в гимне строчку «Хранимая Богом родная земля» на «Хранимая нами родная земля». Поправка не прошла; родная земля так и осталась хранимой Богом, а не нами, но, говорят, сочувствующих инициативе было немало. Зато, напоминает Борис Сергеевич, удалось чуть сдержать законопроект о реституции: в первом чтении предполагалось возвращать церкви еще и квартиры, в которых когда-то жили священники.

Академик считает, что тему клерикализации нельзя рассматривать «в отрыве от того глубокого идейного кризиса, который сейчас в России наблюдается», что «в обществе уже чувствуется подъем протеста и власть понимает, что выпустила джинна из бутылки». Но что поделать, если нет даже ясного «юридического» признака, по которому можно было бы судить, нарушен принцип светскости или нет. Президент страны может заявлять об углублении партнерства государства и всех традиционных конфессий, тут же — о сохранении «безусловно светского характера государства», а после — говорить, что нужно уйти «от примитивного понимания светскости». И кто бы объяснил, что имеется под этим в виду?

Минздрав предупреждают

Владимир Огородников, доктор философских наук, пытался разобраться: как согласуется госпрограмма «Информационное общество» на 2011 — 2020 годы, в частности, с тем, что министерский гриф чудом не получил учебник по «Общей биологии» Вертьянова. Это тот, который с убедительным перлом: «Косвенным доказательством того, что в безгрешном мире отношения между существами были мирными, является жизнеописание святых» и далее по тексту: одному святому в пустыне служил лев, к другому лесные звери приходили.

Дарья Митина (была начальником нормативно-правового отдела Минобрнауки в 2005 — 2006 годах, фактически это были последние годы, когда министерство еще «сопротивлялось»), собственно, и сказала, что «идем с опозданием». Например, не шибко обсуждалось введение в армии института помощников командиров по воспитанию и работе с верующими военнослужащими:

— Это представители конфессий при армии, которые ездят с военной частью, получают подъемные от государства, а не от религиозной организации. Это прямой экономический механизм сращивания церкви с институтами общества.

Дарья Митина привела еще один пример «сращивания», совсем свежий: Минздрав выпустил приказ с «невинно травоядным названием» — «О совете по этике в сфере обращения медицинских изделий». В консультативный орган должны быть введены помимо докторов-профессоров и представители религиозных организаций. И они тоже будут высказываться о (не)допустимости применения новых препаратов, особых видов операций и медицинских вмешательств.

— Раньше только сектанты давали запреты на проведение операций и переливание крови, — отметила Дарья Митина. — Теперь это происходит на государственном уровне. Хотя введение в светском государстве представителей конфессий в любые консультативные органы любого ведомства есть прямое нарушение закона. Но Минюст безболезненно этот приказ утвердил.

Что до образования, то Митина считает характер многих нормативов достаточно расплывчатым, чтобы можно было толковать положения законодательства так и сяк:
— Да, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не разрешена деятельность религиозных организаций. Но ничего не сказано о внешнем воздействии церкви, о ее давлении при принятии образовательных программ, что мы и наблюдаем. Новый закон об образовании дал «основам религий» статус полноправного предмета, церковь получила доступ к формированию образовательных стандартов второго поколения, вошла во все консультативные советы, в том числе при РАО.

До кучи Дарья Александровна добавила еще один «столичный» штрих: мэр Собянин рекомендовал школам закупить православную энциклопедию. И все понимают, что такое рекомендация мэра.

Верить и сомневаться

«Совместима ли наука с религиозным мировоззрением?» — на такую тему рассуждал доктор физ.-мат. наук, председатель правления СПб союза ученых Андрей Тимковский.

Физик Мендель, отец генетики, был монахом. Чарльз Дарвин, говоря о происхождении многих существующих ныне видов из немногих первоначальных, упоминал при этом Создателя. Выдающийся советский физик Яков Зельдович, пытаясь понять, что происходило в первые мгновения после рождения Вселенной, на чей-то вопрос, дескать, а что было до и в момент рождения, отвечал: это уже вопрос теологии, а я в этом не силен…

— Немало представителей естественных наук приходят к религии и к церковному служению, — говорит Андрей Тимковский. — Но дело в том, что наука основывается на сомнении, на скептицизме. А вера — на безоговорочном принятии догматов, постулатов и неприятии сомнений. Могут ли уживаться в одном человеке два таких разных концепта?

Андрей Леонидович — человек, как он сказал, неверующий (и «теперь как-то тянет за это извиниться», — добавил иронично), но и не воинствующий атеист. И как ученый соответствует собственному же определению ученого: сомневается. Поэтому, видимо, категоричный ответ давать не стал — совместима ли «наука и религия». Разве что предположил: современная наука и вера могут спокойно сочетаться в человеке, если только это не сочетание настоящего научного подхода и следования догматам определенной конфессии. Бог с ними, с гуманитариями или математиками, у которых ничего не рухнет, если Бог есть; а вот как быть с генно-инженерными манипуляциями — не нарушение ли это божьих замыслов? И что делать микрофизикам? — эта наука смыкается с космофизикой и рассматривает эволюцию космического пространства…

Самого Андрея Леонидовича выручает память о студенческих временах, когда блестящий философ Владимир Иосифович Свидерский, объясняя аудитории диалектический материализм, говорил так: «Одни утверждают одно, другие — другое. А что говорит на это диалектика? А диалектика говорит: и то и другое».

Пострадать за не веру

Участники «круглого стола» подписали резолюцию, подчеркнув, что «острие нашей критики направлено не против веры и верующих», а основная цель — «дать отпор фундаментализму и мракобесию».

В резолюции отметили, что Конституция закрепила отделенность религиозных организаций от государства, что сегодня эти принципы «находятся под угрозой», и привели примеры «наступления религиозных организаций на светские основы нашего общества».

Пунктиром перечислим. Высшие чиновники РФ и ряда субъектов Федерации «без стеснения демонстрируют свои симпатии по адресу так называемых традиционных религий. При содействии властей церковь активно проникает в Вооруженные силы. Попытки превратить религию в основу общественной морали и нравственности и «возродить средневековые нормы, преследующие за «святотатство» и «богохульство». Режим особого благоприятствования для экономической деятельности церкви. Ну и о «религиоведческом» курсе в школах и попытках ввести теологию в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии.

— Религия у нас защищена по полной программе, атеисты ничем не защищены, — резюмировала Дарья Митина. — Дело даже не в атеистической пропаганде; в школах учителя уже просто не могут преподавать с атеистических позиций.

…Атеизм нередко называют то религией, то верой. Тогда все вышеперечисленное укладывается в понятие «пострадать за веру свою».