http://tuofikea.ru/novelty

Что ищут молодые европейцы на войне в Сирии?

Европейские добровольцы едут воевать в Сирию против правительственных сил. По разным оценкам, их число в Сирии составляет от 2 до 10 тыс человек. Кто эти люди? Как их вербуют? Каким путем они проникают в Сирию? Какие мотивы ими движут? И наконец как этому воспрепятствовать?

Сегодня, когда стало известно, что в Сирии воюют уже свыше 200 бельгийцев, включая несовершеннолетних, причем более 20 граждан королевства уже нашли там свою смерть, эти вопросы стали центральными в бельгийском медиа-пространстве. СМИ, политики, чиновники, эксперты и представители духовенства пытаются найти на них ответы.Бельгийский телеканал РТБФ показал вечером 11 апреля репортаж, где привел уникальное телефонное интервью с бывшим офицером французской армии. РТБФ не раскрыл его имени , а лишь позывной — «Кален», и назвал его представителем «частной структуры, который регулярно бывает в Сирии». Таким образом, не вполне ясно, является ли он европейским наемником или советником.По свидетельству Калена, прибывающие в Сирию европейские волонтеры, это в большинстве своем молодые люди, «никогда не державшие в руках оружия». Боевую подготовку они фактически получают прямо в ходе боевых действий, таким образом, «выступая в роли «пушечного мяса».По наблюдениям бывшего офицера, европейские добровольцы в Сирии делятся на два вида — часть из них — это молодые люди крайне радикальных исламистских взглядов, которые, если выживают, обычно относительно быстро вливаются в отряды боевиков. Другая часть — это идеалисты, которые приезжают воевать то ли за свободу, то ли за демократию, то ли просто стремясь стать героями. Большинство из них быстро теряет волю к участию в боях, однако вернуться из Сирии гораздо сложнее, чем попасть в нее.»Они приезжают через Турцию. В турецкой деревне у границы с Сирией их встречают люди, которые обеспечивают переход границы. В Сирии у них отбирают документы, деньги мобильные телефоны — то есть все, что может им позволить попытаться покинуть страну», — сообщил Кален.»Я встретил одного /бельгийца/, который более не хотел воевать, и стал фактически изгоем в своем отряде. Его использовали для подручных нужд. У него не было никаких средств для возвращения в Бельгию или хотя бы для пересечения границы. Я помог ему добраться до городка Азаз / север страны, между Алеппо и сирийско-турецкой границей — прим. корр. ИТАР-ТАСС/. Однако еще пришлось исхитриться, чтобы нелегально перейти границу, поскольку у него не было документов. Как это ни парадоксально европеец был вынужден тайно перебираться через границу», — рассказал француз.Кален даже упомянул, что большинство бельгийцев попадают в Сирию благодаря некой организации на территории Бельгии, однако отказался сообщить ее название. Он также не ответил на вопрос, занимается ли вербовкой боевиков известная в королевстве исламистская структура «Шариат для Бельгии» /Sharia4Belgium/. Эта структура, несмотря на целый ряд судебных дел против нее по обвинениям в пропаганде экстремизма, легально существует в Бельгии уже на протяжении уже нескольких лет, получая финансирование из Саудовской Аравии.

На нее, как на главного вербовщика бельгийцев для войны в Сирии, указал в интервью газете «Дерньер Эр» другой живущий в Бельгии радикальный проповедник ислама сирийского происхождения 68-летний Бассам Аячи. Он широко известен европейским спецслужбам, обвинялся в создании террористических организаций и вербовки наемников для Ирака и Афганистана, однако ни оно судебное дело против не завершилось обвинительным приговором.»В Сирию едут в основном люди «Шариата для Бельгии», они не могли придумать ничего лучшего, — сказал Аячи. — А те кто не от них — это просто авантюристы, которые хотят поиграть в Рэмбо».Он полностью отверг собственную причастность к отправке бельгийцев на войну.»Нам не нужны иностранцы в Сирии. Там в избытке настоящих бойцов — более 200 тысяч. Если отправить туда молодого европейца, выросшего на картошки «фри» с майонезом, с ним нужно отправить еще 10 человек, чтобы его защищать», — подчеркнул радикальный проповедник.По его словам европейцы в Сирии — «это обуза для народа». «Их надо учить, кормить, давать им крышу и оружие», — отметил он.

Аячи также рассказал, что сирийские боевики «не верят европейцам». «Кто может поручиться за Жан-Пьера или Жозе, что он пришел с чистым сердцем, и что он не шпион ЦРУ, который наведет на нас ракеты и беспилотники», — задался вопросом собеседник газеты «Дерньер Эр», интервью с которым, по признанию бельгийских журналистов, проходило в кафе в центре Брюсселя в двух шагах от монументального бельгийского Дворца правосудия.О происхождении бельгийских «добровольцев» газете «Суар» рассказал Себастьен Куртуа — адвокат нескольких бельгийских семей, члены которых уехали в Сирию.»Большинство из них — в возрасте от 20 до 30 лет. Это выходцы из семей со стабильным доходом. Они регулярно посещают мечети, однако их никто не замечал в радикальных взглядах. Ни на кого из известных мне людей нет досье в полиции», — отметил он.Адвокат отмечает, что европейцы, живущие в исламском сообществе, «получают совершенно не такую информацию о войне в Сирии, какую подают западные СМИ». «Вместо нечеткой и сглаженной картинки, они получают по другим каналам фотографии и видеосъемки поражающие своей откровенностью и жестокостью, которые подаются как насилие против их братьев по вере», — отметил он. Юрист также сказал, что риторика западных лидеров, направленная против правительства Башара Асада, «которую слышат все», укрепляет уверенность этих молодых людей в том, что они идут на «благородное дело и их будут встречать как героев по возвращению».Он также уточнил, что среди добровольцев есть не только выходцы с Ближнего Востока, но и коренные бельгийцы. Особенно много среди них людей, недавно принявших ислам.

Однако на практике получается иначе. Бельгийские спецслужбы проявляют пристальное внимание к возвращающимся из Сирии бельгийцам. Контрразведка «Сюрте» ранее уже заявила, что считает граждан Бельгии, которые возвращаются домой после участия в боевых действиях в Сирии, «потенциальной террористической угрозой» для безопасности страны.В этих условиях власти пытаются найти законный и действенный способ воспрепятствовать поездкам в Сирию.

Однако у них пока не получается.

11 апреля вечером безрезультатно завершилась посвященная этой проблеме экстренная встреча бургомистров фламандских городов Антверпена, Вильворде и Мехелена, жители которых составляют основную массу молодых бельгийцев, воюющих в Сирии.»Мы пришли к выводу, что в этой ситуации необходимо избегать любых упрощений. Причины радикализации нашей молодежи далеко не всегда связаны с проблемами бедности или дискриминации», — это все, что смог сказать по итогам встречи бургомистр Антверпена и наиболее популярный во Фландрии политик Барт Де Вевер.

«Увы, для радикальной молодежи сегодня добраться до Сирии гораздо проще, чем до Афганистана. Нужно только купить билет на самолет в Турцию», — признал он.Не больших результатов на сегодня достигла и полиция Бельгии. Министр внутренних дел Жоэль Мильке сообщила лишь, что МВД королевства создало спецгруппу, которая отслеживает ситуацию вокруг направляющихся в Сирию молодых бельгийцев и «готовит рекомендации».Пока единственную конкретную идею выдвинул лишь бургомистр Вильворде и фламандский депутат Ханс Бонте, который предложил попросту «изымать удостоверение личности у молодых людей, которые намерены отправиться в Сирию». Впрочем, законность такой меры в Бельгии вызывает большие сомнения, а осуществимость тем более. Ведь еще придется определить тех людей, которые собираются в Сирию.Валлонский депутат Дени Дюкарм выступил с инициативой принять постановление правительства о запрете частных поездок в эту ближневосточную страну. Увы, эффективность и этой меры крайне сомнительна. По данным всех источников, будущие наемники никогда не отправляются напрямую в Сирию — они летят в Турцию, куда запретить путешествия не представляется возможным.

Что до бельгийского общества в целом, то восприятие этого феномена здесь также различается чрезвычайно. Одни считают добровольцев «героями джихада» или продолжателями дела «интернациональных бригад в Испании прошлого века», другие называют их «глупцами» или «обманутыми детьми».