http://tuofikea.ru/novelty

Эксперт — о реформе местного самоуправления в Украине

Недавно украинские власти заявили о необходимости реформировать местное самоуправление.

В то же время, об этой идее говорят уже на протяжении последних четырех лет. Владимир Пархоменко, эксперт Ассоциации городов Украины, говорит, что существующая концепция, которую власти хотят принять, содержит мало конкретики, однако всё же предусматривает некоторые изменения, включающие увеличение территориальных общин, их функций и ресурсов. Пархоменко говорит, что, несмотря на то, что документ является слабым, его организация поддерживает предложенные изменения. Иначе, по его словам, существует вероятность того, что реформа может остаться на бумаге.

Владимир Пархоменко

эксперт Ассоциации городов Украины

Власти разных поколений говорят об этом давно. В конце 2009 года была принята концепция формирования местного самоуправления, которая во время правления премьера Николая Азарова не выполнялась и просто была аннулирована. Разработана новая концепция, которая повторяет предыдущую. Ничего при этом не изменилось, потеряны годы, и еще посмотрим, как она будет реализовываться. В чем заключается проблема? По своей природе, местное самоуправление – это способ для граждан решать вопросы местного значения. Такое местное самоуправление было со времен Магдебургского права, в том числе и в Украине. Таким оно является и в странах с развитой демократией. У нас уровнем местного самоуправления, который более или менее способен решать проблемы местного значения, или, скажем так, приближенным к этому уровню, являются города областного значения. Что касается сельских, поселковых и районных советов, то они не имеют для этого достаточно ресурсов. Чтобы решать проблемы местного значения самостоятельно, нужно иметь достаточное количество собственных ресурсов. В то же время, сейчас в местных бюджетах собственные ресурсы составляют, примерно, 5% от общего объема, а 95% – это ресурсы для выполнения делегированных страной полномочий по вопросам образования, культуры, охраны здоровья и социальной защиты. В 1997 году Украина ратифицировала Европейскую хартию, в которой ясно указано, что местное самоуправление – это право и способность территориальных общин решать вопросы местного значения. Прошло 16 лет, как мы ратифицировали Хартию, но способность самоуправления у нас так и не внедрена. У нас 11 с небольшим тысяч территориальных общин, то есть тех, которые имеют сельское, поселковое и городское самоуправление. Из них подавляющее большинство — это сельские советы. В конце прошлого года Счетная палата Украины подсчитала, что до 80% бюджета сельских советов идет только на содержание органов местного самоуправления: сельского главы, бухгалтера, секретаря сельского совета и т.д. А что-то делать для сельской общины, для ее благоустройства просто нет денег. Это же не имеет никакого смысла. И поэтому реформа должна заключаться, в первую очередь, в формировании дееспособных территориальных общин. Это осуществляется посредством их увеличения до разумного уровня и предоставления им дополнительных полномочий и ресурсов, включая собственные ресурсы. Я имею в виду внедрение и расширение базы налога на недвижимость.

По сравнению с предыдущим документом, принятым в 2009 году, этот документ, который предлагают сейчас на утверждение президенту, является довольно общим. Скажем, там значительно меньше конкретики. Однако можно сказать, что там предусматривается увеличение территориальных общин до уровня, скажем, когда от самого далекого поселения до центра общины «Скорая помощь» и пожарная машина будут добираться за 15-20 минут, не больше. Это составляет около 20 км. Кроме того, предусмотрено, что на всей территории будет только один совет, один глава и один исполнительный комитет. В этом случае они будут «полнокровными», будут выполнять функции, иметь определенные ресурсы. И земли, расположенные в радиусе этой общины, будут находиться под юрисдикцией этой общины. Потому что сегодня земли, расположенные за пределами поселений, находятся под контролем государственных районных советов. По идее, теперь эти земли будут находиться в юрисдикции этих органов местного самоуправления, будут их дополнительным ресурсом; налог на землю будет местным налогом. Кроме того, все должны будут платить социально доступный, но общий налог на недвижимость.

Мы всё равно поддерживаем его [документ], иначе не будет вообще никакой реформы, и никто не знает, куда надо двигаться. Мы просто боимся, что из-за отсутствия политической воли, он просто останется документом. И хочется надеяться, что в этот раз дело сдвинется с места.