http://tuofikea.ru/novelty

Фронтовик о едином учебнике истории и патриотизме

Наш собеседник – председатель совета Военно-философского общества Ассоциации «Мегапир», лауреат Государственной премии, доктор философских наук генерал-майор в отставке Степан Андреевич ТЮШКЕВИЧ.

В мае 1941-го он, будущий доктор философии, получил диплом инженера Ленинградского электротехнического института, а 4 июля пошёл добровольцем на фронт и воевал до Победы. Воевал честно и отважно, свидетельством тому его боевые награды. После войны майор Тюшкевич экстерном окончил Военно-политическую академию. Работал на кафедре философии в ВПА, затем его, уже профессора, пригласили в Институт военной истории Минобороны. Там он и работает до настоящего времени ведущим научным сотрудником. Степан Андреевич всё ещё бодр, по-прежнему ясно и остро мыслит, хорошо помнит прошлое и отчётливо представляет, чем его уроки могут и должны послужить нам сегодня и в будущем. А то почему-то другие народы, которые мы называем цивилизованными, делают из своего прошлого разумные выводы для того, чтобы жить всё лучше, а у нас с этим, прямо скажем, не очень…

Тема нашей беседы – прежде всего военная история нашей страны. При этом мы не упускаем из виду задачу, поставленную В.В. Путиным: написать единый учебник истории страны. А то ведь тот же Запад любит злословить, что, дескать, у России самая непредсказуемая история! Но всё по порядку.

– В этом году будем отмечать 70-летие победы в Курской битве, а там и до юбилея Великой Победы недалеко. Вас, как фронтовика, философа и историка, человека военного, удовлетворяет то, как эти события освещают наши СМИ?

– Хорошо то, что саму войну не забывают, рассказывают о ней. Но нужно стремиться, чтобы память о войне, которая завершилась Великой Победой, была нашей духовной опорой и фактором успешного развития страны.

Гражданам России, нашим соотечественникам, нужно знать, благодаря чему достигались и эта, и другие победы. Они должны знать цену дружбе народов, его сплочённости. Людям важно знать обо всём героическом из жизни предшествующих поколений, чтобы быть уверенными в собственных силах, в способности превозмочь все нынешние трудности и добиться каких-то собственных свершений. Народ и каждый гражданин должны быть всегда готовыми и к защите своей Родины – без этого невозможно развитие общества и государства.

Не только школьники, но и зрелые люди в наше время уже плохо представляют, какое неимоверное испытание выдержали народы СССР и созданное тогда советское государство. Многие не знают, например, что вместе с сильнейшим в Европе вермахтом против Советского Союза выступили не только его союзники – Венгрия, Румыния, Финляндия, Италия. Против СССР работала военная промышленность с природными и трудовыми ресурсами всех оккупированных гитлеровцами стран Европы. Даже Польша за годы оккупации поставила рейху продукции на миллиарды рейхсмарок!

А вчитайтесь в сводки «Смерша», контрразведки Красной Армии, о взятых в плен на фронтах: сколько против нас воевало нацистов, добровольцев из стран Европы?

– Считается, что около 800 тысяч, может, и больше…

– Так вот, эти добровольцы из стран Европы обычно вступали не в вермахт (армию), а в войска СС – отборные соединения фанатиков, упорно сражавшихся на советско-германском фронте. Они же «зачищали» при содействии местных пособников захваченные территории от гражданского населения. Из материалов Нюрнбергского трибунала известно: только на оккупированной территории РСФСР, в Белоруссии и на Украине было «зачищено» около 10 миллионов – женщин, детей, стариков. Это не боевые потери Советского Союза, а жертвы идеологии немецкого нацизма и его преступной практики.

– А у нас раздаются призывы прекратить всякие разговоры о войне и наших военных победах, дескать, они культивируют у россиян имперское мышление! Причём призывы эти звучат всё настойчивее.

– Людей, родства и своей истории не помнящих и готовых лечь под любого завоевателя, Достоевский просто называл смердяковыми…
У истории, как и всякой науки, есть свои законы, своя логика развития. Вы же не станете всерьёз воспринимать суждения человека об интегральном исчислении, если тот не знает, чем отличается дифференциал от частной производной. Или оценивать творцов квантовой физики, не имея о ней самой понятия. А вот об истории, в том числе военной истории, описывающей особое состояние общества с действием особых законов, нередко берутся судить все кому не лень.

Непонятно и неприятно, когда о войне судят люди, далёкие от знания не только её характера и законов, но и от реальных военных событий. Они нередко передёргивают факты и делают свои выводы в зависимости от политической конъюнктуры. Нельзя допустить, чтобы подобные «публицисты от истории» оказались в числе авторов нового учебника.

«Одна из наиболее прискорбных наклонностей, замечаемых у нас, — это наклонность подходить ко всем вопросам с их самой мелочной и гнусной стороны, потребность проникать в хоромы через задний двор. Это в тысячу раз хуже невежества. Ибо в простой здоровой натуре невежество простодушно и забавно, тогда как эта наклонность изобличает одну лишь злость». Из письма Ф. Тютчева, поэта и дипломата, князю П. Вяземскому, 1844 г.

– Предвижу, что список желающих поучаствовать в создании единого учебника будет стремительно расти. Ведь финансирование учебника как национальной программы наверняка будет гарантированным! Но чем больше будет «умов», тем больше будет споров и тем быстрее загубят они хорошую идею… А каким видится этот учебник вам?

– Учебник по истории нашей страны – героической и драматичной – должен быть правдивым, интересным и поучительным. В нём должны быть представлены научные знания об истории России без изъятия каких-либо периодов и этапов.

Исторические факты и события необходимо не просто описывать, но и доходчиво объяснять, чтобы они были понятны каждому и не имели двойного толкования. Значит, писать историю надо хорошим языком, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.

Кроме познавательной и образовательной, учебник истории должен выполнять и воспитательную функцию – способствовать формированию творческой, деятельной гражданской личности, осознающей свою персональную ответственность забезопасность Родины и её процветание.

– Вы были участником довоенного строительства страны, а потом вместе со всем народом вступили в труднейший военный период. Что наиболее важное вы отмечаете в качестве уроков нашей истории?

– Первый урок в том, что, не желая войны и не имея агрессивных устремлений, политическое и военное руководство СССР сумело верно определить угрозу и вероятного противника и целенаправленно готовить народ и страну к защите социалистического государства. В феврале 1931 года И.В. Сталин, выступая перед хозяйственным активом страны, сказал, что Советский Союз отстаёт от капиталистических стран на 50-100 лет и что мы должны пробежать это историческое время за 10 лет, иначе нас сомнут.

И к июню 1941 года Советская страна совершила невозможное: она достигла такого духовного, экономического, военного и социального уровня, который позволил ей защитить свои завоевания.

С началом войны по планам Государственного Комитета Обороны и Совнаркома была произведена массовая эвакуация промышленности и научных учреждений за Урал. Страна стала единым военным лагерем, социально и духовно сплочённой общим чувством опасности перед нависшей угрозой, любовью к Отечеству и чувством ненависти к захватчикам.

Хочу привлечь внимание к следующему обстоятельству: важную роль в укреплении уверенности советских людей в правоте своего дела и конечной победе над врагом имел личный пример руководителей государства. Их сыновья воевали на фронтах. Сталин не покидал Москву ни при массированных авианалётах, ни во время готовящегося штурма города армиями вермахта.

И это тоже должно быть отражено в учебнике!

С единым учебником ситуация, повторяю, непростая. И причина даже не столько в разномыслии историков. Этот учебник должен служить интересам социального государства, которым по Конституции является Российская Федерация. То есть он должен выражать общегосударственное стремление к росту благосостояния общества и каждого гражданина, к сплочению поколений и народов России. Важно, чтобы все мы гордились своей страной, трудились на её процветание, чтобы мозги и деньги работали и творили в России, а не утекали из неё.

– То есть учебник должен воспитывать патриотизм?

– Разумеется. Патриотизм современный, по диалектике, неизбежно содержит в себе ценности и традиции прошлого, особенно советского. Например, речь о справедливости как одной из высших ценностей в представлении всех народов России.

Но необходимы новые формы и методы воспитания патриотизма, а их, к сожалению, пока почти нет. А применение старых шаблонов приведёт к обратному результату. Мы, увы, имеем дело с иным «человеческим материалом». Мне думается, что для того, чтобы воспитать представителей подрастающего поколения настоящими патриотами, мало умелой пропаганды. Нам требуется серьёзно изменить социально-политическую систему созданного у нас постсоветского общества. Предстоит избавиться от накопленных в нём пороков, определить социально справедливые ориентиры своего развития и новые правила достижения общенародного благополучия…

– Понимаю, что вам ещё о многом хочется сказать, но и над сказанным полезно поразмышлять. Спасибо за науку! И здоровья вам!