http://tuofikea.ru/novelty

Законодатели оценили нецензурщину в СМИ

В понедельник 8 апреля президент Владимир Путин подписал так называемый «закон о мате», дополнивший несколькими строчками закон «О средствах массовой информации» и Кодекс об административных правонарушениях. Во вторник закон опубликован в «Российской газете» и, соответственно, вступил в силу.

Так что с нынешнего вторника в России за сквернословие в эфире или на печатных страницах предусмотрено денежное наказание. Каждое бранное или, как выражается законодатель, «нецензурное» словечко в СМИ обойдется произнесшему или написавшему его человеку в сумму от 2 до 3 тысяч рублей. Должностные лица (например, руководство редакции) рискуют пострадать сильнее — на сумму от 5 до 20 тысяч рублей, а лицу юридическому (то есть, например, издателю или вещателю) выпишут штраф от 20 тысяч до 200 тысяч рублей.

Новый закон и во время обсуждения подвергался и теперь, после подписания президентом, подвергается довольно жесткой критике. Мне она, честно говоря, кажется несколько даже странной. На мой-то взгляд, материться ни в радио- и телеэфире, ни на страницах газет, будь то газеты бумажные или виртуальные, действительно нельзя. Вот нельзя, по-моему, и всё.

Конечно, времена меняются. Люди, в том числе и довольно цивилизованные, позволяют себе в частных беседах, в том числе и с дамами, выражения, которые их отцы и даже старшие братья в жизни бы не употребили. Тоже непохвально, наверно, но тут хоть можно утверждать, что взрослый человек, видя своих собеседников, сам разберет, что можно говорить, а чего нельзя. Нецензурщина же в речах, обращенных к неопределенно широкой аудитории, не имеет даже и такого слабого оправдания. И до принятия нового закона ее допускать не следовало — и дальше не следовало бы, и не случись новых нормативных актов.

Впрочем, критики нового закона предъявляют к нему и совершенно конкретные претензии. Основная, конечно же, состоит в том, новый закон не устанавливает, что именно считать «нецензурной бранью». Только ли главнейшие матерные слова с их производными или, может быть, еще что-нибудь? А если в матерном слове прозрачно поменять одну-две буквы, за него грозит штраф или уже не грозит? А если в нем же, в матерном слове, внутренние буковки позаменять звездочками, все равно будете штрафовать? А если тот же мат написать латинскими буквами… А если то… А если другое…

Претензии эти выглядят издевками, но, по сути, они достаточно серьезны; и ссылка на то, что «в каждом конкретном случае будут разбираться эксперты-филологи», утешает не очень.

Экспертов по поводу каждых трех тысяч привлекать, конечно, никто не станет, а произвольное применение закона и впрямь очень неприятная вещь. Но в данном именно случае, мне кажется, на эти претензии не так уж трудно ответить.

Во-первых, те же претензии, кроме, разве что, замены букв точками, можно выкатить к давным-давно записанному в том же Административном кодексе запрету на нецензурную брань в общественных местах. И ничего, ни к какому полицейскому произволу он, кажется, не приводит. Другое дело, что тот запрет практически не работает, а этот, в случае со СМИ, работать (во всяком случае, поначалу) будет чуть заметнее, но тут уж ничего не поделаешь. СМИ суть самое общественное из всех общественных мест.

Во-вторых же, в риторических вопросах поминавшегося типа: А это цензурно? А это можно? — слишком уж много лукавства. На самом деле, взрослые люди, работающие в газетах и радиостудиях, без всяких разъяснений законодателя прекрасно знают про себя, когда они начинают нести похабщину, а когда прекращают. И несут ее вполне сознательно, чаще всего, на мой консервативный взгляд, просто не умея иными средствами привлечь и удержать внимание аудитории. Интересно, чем они рассчитывают привлекать и удерживать публику, когда матерщина станет совсем уж повсеместной?

Впрочем, как мы видим, законодатель сделал попытку воспрепятствовать чрезмерному распространению мата. Я этой попытке сочувствую, но не очень верю в ее серьезный успех. Мату в масс-медиа надо препятствовать, но при этом надо помнить, что мат не болезнь, а симптом. Что одичанию, в этом самом мате так легко выражающему себя, надо противостоять гораздо шире.

Если даже говорить только о СМИ, то и тут сквернословие не самая заметная язва. А бесконечный шансон, а нескончаемые бандитско-ментовские сериалы, а бесчисленные, прости Господи, ток-шоу, где все до единого участники, хоть вроде и не матерятся, но орут и визжат друг на друга такими хамскими голосами, что уж лучше бы матерились?

Нет, я не призываю все это позапрещать — это невозможно. Я всего лишь призываю перестать делать вид, что все это безвредно.

Удачи вам.