http://tuofikea.ru/novelty

ВС США: с помощью «красных команд»

В вооружённых силах США уже несколько лет воплощается в жизнь концепция «рэд тим» («красная команда»), призванная значительно улучшить на первых порах работу штабов соединений сухопутных войск.

Считается, что её реализация позволит командирам принимать на основе всесторонне обоснованных и аргументированных документов, разрабатываемых в штабах, более чёткие и взвешенные решения.

На появление этой концепции повлияли действия американских войск в Афганистане и особенно в Ираке. И прежде всего их серьёзные неудачи при проведении операции в этих странах. Анализируя их, военные специалисты и учёные США в числе причин провалов указывали на недостаточный уровень подготовки командных кадров, неумение ориентироваться в сложных условиях постоянно меняющейся обстановки и неудовлетворительную организацию работы штабов, особенно на оперативно-тактическом уровне.

Так, например, указывалось на тот факт, что командирам для принятия взвешенных решений требуются выверенные и всесторонне обоснованные варианты решений и рекомендации, наиболее оптимальные в конкретных условиях развития обстановки. Однако реально в большинстве случаев их готовили те люди, которых командиры подбирали в своё окружение не по деловым качествам и способности дать откровенную и даже нелицеприятную оценку принимаемого или уже принятого решения, а по их стремлению поступать так, как того хочет старший начальник.

Такое положение дел, как одна из причин принятия неадекватных решений командирами, стало настолько нетерпимым, что выплеснулось на страницы специализированных журналов и в Интернет в виде дискуссии относительно правомочности конструктивной критики командования и возможности оспаривания принимаемых решений. Начало этому было положено жёсткой по содержанию статьёй подполковника Пола Инглинга, опубликованной в майском номере «Армд форсиз джорнал» за 2007 год с недвусмысленным названием «Провал в генералитете». Она вызвала многочисленные отклики на страницах того же издания, авторы которых аргументированно доказывали необходимость поиска методов, направленных на нормализацию всего механизма разработки и принятия решений на оперативно-тактическом уровне.

При этом в качестве существенного недостатка в работе штабов также указывалось на то, что при принятии ими решения не всегда учитывались местные особенности и иные ценностные предпочтения чуждой цивилизации. В то же время, неоднократно отмечалось и в специализированных СМИ, и в официальных аналитических документах, реальные противники США «в поле», «недооцениваемые» ранее американскими военными прогнозистами, быстро научились извлекать уроки из своих промахов и ошибок, постоянно совершенствуют формы и способы ведения боевых действий, развивают военную науку в целом, адаптируясь к требованиям как сегодняшнего дня, так и заглядывая в перспективу.
В результате возникла идея создания подразделений или команд (по американской терминологии), включающих небольшое количество хорошо подготовленных специалистов, которые помогли бы командованию американских вооружённых сил существенно продвинуть процесс их трансформации в целом.

В качестве первого шага в направлении реализации этой идеи явился подготовленный осенью 2003 года доклад председателя научного комитета Пентагона, озаглавленный «Роль и статус специальных групп «рэд тим» в рамках министерства обороны США». В нём предлагалось возложить на данные команды роль непредвзятых оппонентов, по сути, конструктивных критиков вариантов решений, разрабатываемых в штабах и выносимых на суд командира. Причём срок функционирования таких формирований не был чётко определён, что подразумевало любой по продолжительности период их деятельности, то есть исходя из поставленной задачи.

В связи с тем, что в наиболее яркой форме указанные выше недостатки проявились в ходе ведения наземных боевых действий в Ираке, за их устранение первым делом взялось руководство американских сухопутных войск. Летом 2005 года было официально объявлено о решении командования учебного и научных исследований армии США (TRADOC) сформировать в Форт-Ливенуорт (штат Канзас), Университет зарубежных и культурных исследований для целенаправленной подготовки руководящего состава и сотрудников «рэд тим», призванных усиливать штабные структуры соединений сухопутных войск.

В рамках учебного процесса предусматривалось организовать четыре вида курсов: 18-недельные для руководящего состава команд, девяти-, шести- и двухнедельные для членов команд в зависимости от их конкретной специализации. Предполагалось обеспечивать комплектование курсов офицерами, уорент-офицерами и гражданскими служащими, имеющими хорошую боевую подготовку и опыт службы (работы) в формированиях, штабах и учреждениях системы сухопутных войск США. В число учебных предметов включены правила и методы работы в составе конкретной команды; «западная» и «восточная» военные теории (теория военного искусства); теория бизнеса; связь; военные концепции и доктрины; страноведение (цивилизационные культуры); история и современные направления (школы) терроризма. Помимо лекций и учений в ходе учебного процесса проводятся семинары и дискуссии с привлечением специалистов, в том числе из гражданских научных центров, конкретно в области истории и современной обстановки на Ближнем Востоке, иранистике и т.п.

Уже летом 2006 года состоялся первый выпуск группы военнослужащих, которые были включены в сформированную команду «рэд тим» и прикреплены в качестве самостоятельной секции к штабу 3-го армейского корпуса, развёрнутого в Ираке. Почти двухлетний опыт работы подразделения был затем проанализирован специалистами и частично нашёл отражение на страницах американских военных СМИ. Судя по публикациям, подразделение «рэд тим» выполняло задачи по альтернативному планированию, разрабатывало перспективные разновариантные сценарии развития обстановки и планы действий войск, вскрывало вероятные угрозы как на ближнесрочную, так и на дальнюю перспективу, привносило в планы и проекты решений специфические «культурно-цивилизационные» аспекты и т.п.

При этом отмечалось, что на первых порах «вклинение» данной команды в работу штаба встречало некоторое недопонимание и даже отторжение со стороны его штатных сотрудников. Это было вызвано, с одной стороны, новизной характера работы команды, а с другой — вполне ожидаемой определённой «оторванностью от жизни» того, что преподавалось в университете и что не полностью соответствовало реальной боевой работе штаба. Но уже приблизительно через месяц-полтора деятельность команды вошла в рутинное русло работы штаба, и первоначальных конфликтов и трений якобы не возникало.

Команда находилась под постоянным контролем начальника штаба корпуса. Члены группы в качестве специалистов в области страноведения и местных особенностей постоянно привлекались к обсуждению проблем взаимодействия с руководителями многонациональной коалиции и иракскими властями, что, как подчёркивал сам начальник штаба корпуса, иной раз помогало заранее находить «критические точки» и вовремя устранять назревавшие проблемы. Отмечается также, что исходя из опыта подготовки членов «рэд тим», они зачастую привлекались и к разработке нетривиальных документов и докладных, требовавших широкого кругозора, не ограничиваясь лишь знанием особенностей местных условий.

Так, например, члены «красной команды» принимали самое активное участие в аргументировании предложений по стимулированию роста влияния международной военной коалиции на формирование внутриполитической обстановки, поиску путей расширения вовлечения Европейского союза в операцию, вскрытию и нейтрализации «болевых точек», мешающих полноценному развитию иракских вооружённых сил и т.д.

По мнению американских специалистов, несомненный интерес представляет также инициированная командой так называемая внеплановая работа по разъяснению сотрудникам штаба комплекса проблем, связанных с историей и современным развитием военно-политической обстановки на Ближнем Востоке. Причём для этого была выбрана оригинальная форма подачи материалов в виде демонстрации документальных фильмов с последующим их обсуждением. Всего за пятимесячный период было проведено 22 комплексных занятия.

Следует отметить, что бывший в тот период начальником штаба 3-го армейского корпуса бригадный генерал Джозеф Андерсон в своем отчёте весьма высоко отзывался о работе «рэд тим» и высказал ряд пожеланий и рекомендаций, которые в общем плане свелись к следующему:
— в связи с непосредственным подчинением команды начальнику штаба (соединения) последний должен лично определять направления её работы;
— помимо всего прочего в силу особенностей служебных обязанностей членов команды она способна в целом обеспечивать постоянную обратную связь между руководством и сотрудниками штаба, что должно способствовать сплочению и интеграции всех его подразделений;
— результаты работы конкретных команд должны в обязательном порядке стать предметом изучения их опыта и обсуждения на совещаниях в университете с последующими уточняющими указаниями и рекомендациями;
— целесообразно обеспечить возможность постоянных командировок и рабочих поездок членов команд по странам и регионам их спецификации для поддержания и углубления соответствующего уровня знаний и навыков;
— для облегчения работы и контактов с руководством штабов, частей и подразделений конкретного соединения, взаимодействующих организаций и т.п. целесообразно назначать на должности начальников команд офицеров в звании не ниже полковника (по крайней мере, для работы в штабе армейского корпуса).

В заключение представляется необходимым подчеркнуть факт неординарных подходов американского военного руководства к поиску путей, форм и методов решения возникающих проблем, существенно осложняющих рутинную деятельность войск в кризисных условиях, что в конкретном случае и демонстрирует принятие и реализация концепции «рэд тим».