http://tuofikea.ru/novelty

Власти Москвы намерены назвать станцию в честь Дыбенко

В Москве должна появиться станция метро, названная в честь палача Кронштадтского и Тамбовского восстаний Павла Дыбенко (1889–1938), напоминает Regions.ru.

Дыбенко был матросом Балтийского флота, в 1912 г. он примкнул к большевикам и уже в 1915 г. стал одним из руководителей восстания на линкоре «Император Павел I». Став с апреля 1917 г. председателем Центробалта, Дыбенко принял самое активное участие в октябрьском перевороте. Затем Дыбенко «отличился» тем, что сдал немцам Нарву и бежал в Самару (за что был исключен из партии, — впрочем, впоследствии восстановлен), а после — входил в состав Специального судебного присутствия, осудившего группу высших советских военачальников по «Делу Тухачевского» в июне 1937 года, но в феврале 1938-го сам был арестован, признал себя виновным в участии в «антисоветском троцкистском военно-фашистском заговоре» и расстрелян.

Представители общественности считают, что называть сегодня станции метро такими, по меньшей мере, спорными именами не следует. В качестве альтернативы они предлагают названия Ховринская (по району расположения), Бусиновская (микрорайон неподалеку), Зеленоградская или Клинская (по ближайшим улицам).

В связи с этим корреспондент издания попросил известный православных священнослужителей прокомментировать планы московских властей назвать новую станцию метро именем Дыбенко?

Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, заметил, что «у этого вопроса тот же ответ, что и у других: почему над Кремлем до сих пор висят красные звезды – сатанинские пентаграммы, а в капище – так называемом Мавзолее – до сих пор лежит мумия, почему в каждом райцентре стоят памятники демонам?».

«Наш народ еще не избавился от этого демонизма, под названием коммунизм. Не полностью люди отошли от этого страшного и кошмарного сна, некоторые только проснулись, а другая большая часть почивать изволит и отныне. Вот ярким примером тому является название нашего региона – Санкт-Петербург и Ленинградская область. Поэтому Церковь всегда выступала и будет выступать за последовательную декоммунизацию страны в целом. А пока этого не произошло, будут появляться такие «Дыбенко», скоро появится что-нибудь имени Сталина, давайте еще Троцкого вспомним, и вообще всех взрывателей, бомбистов и террористов – там огромный список», — сказал священник.

«Как говорят святые отцы: грех имеет начало, но не имеет конца. Это проблемы нашего народа, больного духом, — отметил отец Артемий. – Пока наш народ не покается и не исцелится от этой заразы, до тех пор призраки отца Гамлета будут нас посещать. Мы живем в XXI веке, а зловещие тени типа Дыбенко будут появляться из шкафа. Тени, казалось бы, давно сгинувшие, а они материализуются. И так будет, пока не произойдет очищение совести народа и его памяти от всего зла, потому что зло – реальная сила и недооценивать его опасно – об этом всегда говорила Церковь».

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, выразил удивление идее московских властей: «Известно, почему советская власть романтизировала своих героев, наделяя их положительными чертами. Понятно, почему на гребне революций оказывались люди с садистскими наклонностями. Но если нынешним членам московского правительства милы образы садистов-революционеров, то возникает вопрос, в здравом ли уме высказаны подобные пожелания. Нравственной и идейной оценки революционных событий официально так и не было высказано. Нигде официально не заявлено, что коммунизм — это антисистемная человеконенавистническая идеология. По сути, ее апологеты сами являются человеконенавистниками. Соответственно, присвоение станции метро имени палача должно расцениваться как человеконенавистнический акт».

Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, признал, что ему просто не верится, что в наше время могут быть такие планы: «Должна же быть причина, по которой данный персонаж оказался таким привлекательным для московских властей? Сами-то они как это объясняют? Вызывает удивление такая нравственная неразборчивость и абсолютно некритичное отношение к историческим персоналиям. Возникает сомнение в адекватном понимании истории лицами, выступившими с такой инициативой. Или это сознательное действие, направленное на разжигание споров, на разделение общества? Как будто нет выдающихся и при этом абсолютно положительных исторических деятелей, настоящих героев Отечества, художников, ученых, писателей, чьи имена смогли бы украсить улицы, площади и станции метро наших городов?»

Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, считает, что если спокойно относиться к тому, что улицы и станции метро носят имена убийц, люди к этому просто привыкнут. «Тогда можно спокойно называть именами палачей все новые и новые улицы и станции метро. И вот палачи уже присутствуют в нашей жизни как некие знаковые фигуры вполне естественным образом. Ведь мы уже привыкли к улицам Желябова, Перовской, метро Войковской, к многочисленным памятникам Ленину буквально в каждом городе. И людям уже все равно – одним больше или одним меньше», — заметил он.

Между тем, считает священник, «давно пора было все решить кардинальным образом». «Это не значит, что эти имена нужно вымарывать из книг по истории. Они были, и их как раз нельзя забывать. Но зачем же эти имена присваивать улицам? Ведь так до абсурда дойдем! Ну давайте тогда сделаем улицу Геббельса, или площадь Гитлера, или переулок Гиммлера. Да еще памятники им поставим. Но ведь это фактически и происходит в нашей жизни. Причем совершенно обыденно. Люди к этому привыкли и им все равно, кто такой Дыбенко, кто такой Войков. Как к одному спокойно относятся, так и к другому будут спокойно относиться. Так и пройдет наша жизнь в компании с палачами и убийцами», — заключил он.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что оценка этой инициативы совершенно очевидна – «это нож в спину российскому возрождению, это кинжал, который вонзают, чтобы убить то, чего наш народ пытается сегодня достичь – освободиться от страшных болезней, которые терзали нашу страну в ХХ веке». «А вот почему такие вещи происходят, и кто конкретно стоит за этими усилиями по внедрению и продолжению внесения этого наследия в наше сознание и, особенно, в сознание молодежи, и кто упорно препятствует ликвидации этих духовных болезней? Конкретные имена я называть не имею права, поскольку Церковь должна стоять в стороне от политики, участвовать в борьбе она не может, но называть вещи своими именами обязана. Так вот: есть у нас политические силы, которым выгодно препятствовать возрождению России. И все общество должно консолидировать свои усилия, вести борьбу с этими противниками, и доводить эту борьбу до конца», — заключил отец Макарий.