http://tuofikea.ru/novelty

НПО в сирийском конфликте

Информационная война против Сирии не прекращается, она захватывает всё новые объекты.

Показательна в этом плане недавняя публикация в издании Совета по международным отношениям США Foreign Affairs статьи профессора Массачусетского технологического института Фотини Кристиа о женских организациях в Сирии. Решение Госдепартамента США предоставить военную и иную помощь Свободной сирийской армии Ф. Кристиа называет хорошим началом, но предлагает заняться и «женским фактором» в этой стране, оказав помощь оппозиционным женским движениям.

Как указывает автор, «сирийские женщины принимали активное участие в борьбе против режима Башара Асада с самого начала, начиная с мирных демонстраций в начале 2011 года в южном городе Дераа. Они не покинули движение даже после того, как борьба стала кровавой. Я встретила некоторых из этих женщин-революционеров во время моей недавней поездки в контролируемой повстанцами сельской местности провинции Идлиб и городах на турецко-сирийской границе. Эти женщины занимаются контрабандой оружия для оппозиции и делают самодельные взрывные устройства на своих кухнях… Они документируют случаи пыток и сексуального насилия в надежде, что такая информация будет полезна в будущем для суда над военными преступниками… Все они борются за общую цель — свободную Сирию». И все они, по мнению профессора Ф. Кристиа, являются прекрасными кандидатами на получение американской помощи.

Согласно данным Ф. Кристиа, эти женщины также действуют как шпионы на территории, контролируемой правительством, и как агенты информационной войны, причём здесь их основным оружием являются Skype и Facebook. Существенно также то, что, как подчёркивает Ф. Кристиа, «сирийские женщины… более эффективны, чем мужчины, в руководстве повстанческими группировками».

Из других источников известно о появлении в Сирии Свободной сирийской женской организации численностью около 300 членов. Эти оппозиционерки стеклись к границе с Турцией, занимаясь в основном доставкой контрабанды для террористических ячеек. Нередко упоминается, например, некая Рания аль-Кисар из Дамаска, которая под покровом ночи доставляла продукты и боеприпасы боевикам в пригороде Хомса.

Еще есть сетевая группа в Интернете, именующая себя «Революционным комитетом сирийских женщин». У этой группы около 6000 членов в Facebook.

Активность сирийской оппозиции в «женском вопросе» отмечена и в Турции. Так, в Газантипе учреждена организация «Центр гражданского общества и демократии», которую основали Ренас Сино и Раджаа Алтали.

Сирийским женщинам предлагаются «ориентиры для подражания» в лице героинь «арабской весны», ставших «заслуженными революционерками» в Египте, Тунисе и Ливии. Женщин привлекают и к участию в органах сирийской оппозиции. Так, они получили три из 60 мест в новом составе Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил, которую США недавно признали в качестве «законного представителя» сирийского народа.

Синхронно с появлением статьи в Foreign Affairs немецкий Институт по вопросам безопасности и международной политики (Stiftung Wissenschaft und Politik), который разрабатывает повестку дня для канцлера Германии, издал доклад, посвященный сирийским неправительственным организациям… (1) Сравнивая содержание обеих публикаций, можно предположить, что выступления ведущих аналитических центров США и Германии по сирийскому вопросу были согласованы. В докладе «Losing the Syrian Grassroots» (автор Дорин Хури) говорится, что Запад рискует потерять сирийских активистов в качестве своей агентуры в этой стране. Причиной подобных опасений является то, что правительство Сирии само инициировало создание организации «Сирийский трест по развитию», которая стала зонтичной структурой для общественных гражданских инициатив под патронажем первой леди страны Асмы Асад. Данная структура, судя по всему, действует вполне успешно: она втянула в свои ряды часть ранее недовольных и вообще способна привлечь политически активную часть населения на сторону законной власти, хотя во время эскалации конфликта следить за процессами внутри многочисленных общественных организаций довольно непросто. В исследовании немецкого института говорится о важности сохранения и развития так называемых Tansiqiyyat (координационных комитетов), которые занимались саботажем на различных объектах в Сирии и координировали выступления протеста с вылазками вооруженной оппозиции.

Как указывает расположенный в Вашингтоне Институт исследований войны (2), по сути, эти координационные комитеты являлись низовыми ячейками, с помощью которых различные повстанческие группы смогли добиться тактического успеха. В то же время они вошли в базирующийся в Стамбуле Сирийский национальный совет в качестве Локального координационного комитета наряду с шестью другими фракциями: «Братья-мусульмане», Дамасская декларация, Национальный блок, Курдский блок, Ассирийский блок, Независимые. На данный момент в Сирии существует около 400 таких координационных комитетов.

В докладе немецкого Института по вопросам безопасности и международной политики указывается также на роль сети активистов, которые занимаются актами гражданского неповиновения. Такова, например, группа Ayyam al Hurriya (Дни Свободы), под эгидой которой были организованы выступления в Дамаске и Алеппо. Такое «этажное» построение оппозиции чем-то напоминает опыт американского Ку-Клукс-Клана, когда в антисистемной организации пропагандистская деятельность и противоправная деятельность отделяются друг от друга. При этом люди, занимающиеся акциями «прямого действия» (саботажи, убийства, теракты), не должны никак контактировать с уровнем, ответственном за пропаганду (3).

Рекомендации в докладе немецкого института в целом сводятся к тому, чтобы усилить поддержку сирийских координационных комитетов.