http://tuofikea.ru/novelty

Морская коллегия как вещь в себе

Совещание членов Морской коллегии при Правительстве РФ, к которым «В окияне-море» вчера публично обратился (см. у нас новость «Лужские створы разрушены, государственная политика в области безопасности мореплавания – тоже»), прошло сегодня в Новороссийске, в Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф.Ушакова. Половина зала была занята курсантами «ушаковки». А представители морского бизнеса расходились после мероприятия, кажется, не вполне понимая, зачем их сюда пригласили.

Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации является постоянно действующим координационным органом, обеспечивающим согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области морской деятельности.

Таков её официальный статус.

В те времена, когда Председателем Правительства РФ был Михаил Фрадков и по должности являлся председателем Морской коллегии, залы, где проводились заседания, заполнять статистами не приходилось. Представители «организаций в области морской деятельности» рвались к микрофонам и пытались успеть в отведённый минимум времени вложить максимум информации.

Однако между Фрадковым и людьми бизнеса от заседания к заседанию росло взаимное непонимание. Однажды оно прорвалось. Михаил Ефимович после серии выступлений, насколько смог, мягко сказал:

– Понимаете, тому, что вопрос попадает к председателю правительства, должно что-то предшествовать. Если я сам буду выслушивать экспертов по каждому вопросу, мне некогда будет выполнять свои прямые обязанности.

То есть, Фрадков видел Морскую коллегию как верхнюю ступень пирамиды морской власти. На всех предыдущих ступенях, по его мнению, вопросы должны были обсуждаться, отрабатываться и попадать к нему на стол в готовом виде. Чтобы он мог произнести заключительное «мяу» и запустить механизм реализации.

А представителям организаций в области морской деятельности все предыдущие ступени, на которых никто ничего не понимает, ничего не хочет делать и занимается только своими вопросами, давно надоели. В Морской коллегии они видели свою последнюю надежду и страстно желали, именно, того, чтобы Фрадков сам разобрался, сам увидел, кто прав, кто виноват, раздал всем сёстрам по серьгам, и нерешённые вопросы морской деятельности начали, наконец, решаться. Поэтому увещеваниям премьера народ не внял.

Тогда Фрадков скинул Морскую коллегию на Иванова.

В наши дни ни о каких выступлениях бизнеса со своими бедами у микрофона речи не идёт. Да и не было в зале «ушаковки» никаких микрофонов. Замечание нынешнего Председателя Морской коллегии и вице-премьера Дмитрия Рогозина, что не надо повторять известные факты, нужно предлагать решения проблем, относилось, исключительно, к плановым выступающим – главнокомандующему ВМФ Чиркову, президенту ОСК Дьячкову, послу по особым поручениями МИДа России Бавыкину и иже с ними от власти.

Как и сообщал вчера «В окияне-море», по военно-морской части сегодня обсуждался ход реализации федеральной целевой программы «Создание системы базирования черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах».

Несмотря на то, что базирование Черноморского флота в этом городе русской военной славы продлено до 2042 года, украинцы хотят, чтобы новые российские корабли появлялись здесь только с их разрешения. Наши военные моряки согласны, исключительно, на уведомительный порядок.

Г-н Бавыкин и заявил сегодня, что надо вырабатывать взаимоприемлемые решения, а взаимное упорство российской и украинской сторон ни к чему не приведёт. Он отметил, что соответствующих предложений от Минобороны в МИД до сих не поступило. Один из выходов, впрочем понятен: базировать новые корабли в Новороссийске. Но, вряд ли, он лучший.

Что касается гражданских вопросов, то Морская коллегия напоминала партсобрание. Начальники на трибунах что-то говорят, подчинённые в зале молча внимают или спят. В старом антисоветском анекдоте эта ситуация описывалась ещё так: все вместе – «за», каждый в отдельности – «против».

Каким образом Морская коллегия намеревается координировать и согласовывать действия органов исполнительной власти и организаций в области морской деятельности, если последних она, Морская коллегия, не желает слышать?

Кому она, такая, нужна, кроме себя самой? Ведь вопрос базирования новых кораблей Черноморского флота будет решаться без её участия.

Получается, что Морская коллегия – это ещё одна пробка на кипящем котле.

Пар из-под крышки сегодня на секундочку вырвался.

Сергей Шишкарёв – бывший председатель Комитета Госдумы по транспорту и серьёзный бизнесмен является членом Морской коллегии. Поэтому ему удалось добраться до микрофона, когда заместитель руководителя Росрыболовства Соколов принялся рассказывать, как необходим черноморским рыбакам портопункт у мыса Большой Утриш.

Шишкарёв напомнил, что Большой Утриш – это заповедник. Можно понять желание разных ведомств иметь свою «точку» на Чёрном море. Но нельзя ради этого уродовать заповедные места.

Сергей Шишкарёв, пока был председателем Комитета ГД по транспорту, примерно, так же откровенно и весьма конкретно высказывался по поводу политики Минтранса в области водного транспорта. В Госдуме говорят, что из председателей комитета и депутатов его убрал Игорь Левитин, он тогда был Министром транспорта. Так сказать, заткнул фонтан.

Рогозин отреагировал на слова Шишкарёва, вроде, жёстко – потребовал от Соколова план по развитию рыбопромышленного комплекса. А на самом деле, увёл разговор в сторону, смикшировал.

Вот, собственно, и вся сегодняшняя Морская коллегия. Самоотчёты выступавших не в счёт.

По мнению «В окияне-море», возможность превратить Морскую коллегию из вещи в себе в вещь для нас имеется. Для этого необходимо изменить порядок членства в данной управленческой структуре. Сегодня Морская коллегия, в основном, – место встречи чиновников, которые и так хорошо друг друга знают. Каждый из членов знает также своё место.

Чтобы перевести Морскую коллегию из ритуального в реально действующий орган морской власти, сюда следует добавить представителей профессиональных объединений морского бизнеса по специализациям. Например, Ассоциации морских портов России, Национального объединения лоцманских организаций, Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков…

Тогда, по крайней мере, в Морской коллегии появятся люди, не только знающие проблемы, которые знает и Рогозин, но имеющие эффективные предложения для их решения.