http://tuofikea.ru/novelty

Народ отправил Сердюкова под суд

Подавляющее большинство россиян считают, что деяния экс-министра обороны должны получить надлежащую оценку.

Броневики Iveco мало того что оказались России непотребны, так еще и въехали в нее обманом. Итальянские боевые машины, закупленные прежним министром обороны Анатолием Сердюковым, пересекли границу РФ под видом медтехники. Сделано это было по договоренности военного ведомства с Федеральной таможенной службой (ФТС), чтобы не платить в бюджет 20%-ю таможенную пошлину.

Сделка по поставке иноземных броневиков была заключена военным ведомством еще в 2011 году, в рамках проводившейся тогда негласной кампании давления на отечественную оборонку, от которой требовали оружие лучшего качества по более низкой цене. На этом фоне у итальянской фирмы Iveco и купили 358 броневиков, якобы с лучшими техническими характеристиками, нежели у отечественных «Тигров».

Анатолий Сердюков договорился с руководителем ФТС Андреем Бельяниновым, что броневики закамуфлируют в медицинский транспорт с нулевой таможенной ставкой, рассказывает издание. Средств для этого потребовалось немного: носилки в салоне, красный крест на капоте да мигалка на крыше. Была боевая машина – стала сугубо мирная. Но хлопоты оказались пустыми, поскольку выявилось, что итальянские тарантасы российской армии вообще не нужны.

Понятно, когда такие фокусы проделывают коммерсанты: они стремятся минимизировать платежи и поднять выгодность сделки. Но когда подобным занимаются два государственных ведомства, это о чем говорит? Об этом спрашивалось в депутатском запросе, который был подан на имя генерального прокурора Юрия Чайки, сообщает «Независимая газета». Тот, в свою очередь, как стало известно автору запроса, депутату Госдумы Дмитрию Горовцову, поручил разобраться в мутной истории Главной военной прокуратуре (ГВП) и ее главе Сергею Фридинскому.

Военные прокуроры уже занимаются сделкой, и ГВП готовится возбудить несколько уголовных дел. Желая получить информацию с другой стороны, издание обратилось к руководству ФТС с вопросом, зачем оно бесплатно пропустило через границу лжемедицинские броневики. Как и следовало ожидать, там настаивают на том, что все было оформлено правильно. «Поставки товаров военного назначения носят закрытый характер, однако в отношении упомянутых автомобилей можно заявить, что они были оформлены в полном соответствии с действующим законодательством. Необходимые гарантии целевого назначения были предоставлены», – ответил начальник пресс-службы ведомства Дмитрий Котиков. «Надо думать, последняя фраза насчет гарантий относится к носилкам, мигалке и кресту на капоте», – едко замечает газета.

Однако ущерб, нанесенный казне этой сделкой, одной таможенной пошлиной не исчерпывается. Как заявляет пресс-секретарь Военно-промышленной компании Сергей Суворов, гораздо выгоднее было бы закупить отечественные «Тигры». Минимальная цена закупки итальянского броневика составляла более 17 миллионов рублей, в то время как «Тигр» обошелся бы в три раза дешевле.

Сейчас с Iveco произошла метаморфоза: избавившись от медицинского камуфляжа, он теперь собирается на «КамАЗе» как якобы отечественная «Рысь». Сборка IVECO-«Рыси» при этом носит чисто символический характер, подчеркивает Суворов: «Там реально несколько операций – прикручивание бампера, установка капота, тента и запасного колеса. В остальном машина идет в сборе. Даже колеса основные уже прикручены».

Что касается сравнения двух боевых машин, то в свое время Минобороны пеняло «Тигру» на невысокий третий класс защиты от взрывов под днищем, который само же ему и присвоило. А между тем переплаченных итальянцам денег с лихвой хватило бы на его повышение до шестого, как у конкурента, использующего керамическую броню. Ходовые же характеристики при движении по труднопроходимой местности у «Тигра» выше: это показали испытания, на которых он стабильно оставлял итальянца далеко позади.

Впрочем, и с защищенностью днища Iveco все не так однозначно. Производитель утверждает, что их противоминная стойкость – 6 кг тротила под колесом или под днищем. У нас никто это не проверял, никто машину не взрывал: поверили итальянцам на слово. А вот специалисты, отсматривавшие видео испытаний, коим Iveco подвергалась в Германии, заявили, что взрывался под машиной вовсе не тротил, а какая-то непонятная пиротехническая смесь. Надули, в общем.

Провалилась и надежда наших деятелей на то, что вместе с броневиком мы покупаем технологии его изготовления, подчеркивает Суворов. «В этой машине применяются технологии, которые итальянцы сами не разрабатывали: они не являются владельцами прав на них. В создании брони, например, участвовали немцы и голландцы. Соответственно, итальянцы не могут продать ее технологии».

Короче говоря, деньги потрачены непонятно на что, и кто за это ответит, тоже неясно. То есть народу-то все понятно: по данным Левада-центра, более 85% граждан России считают, что бывший министр обороны Анатолий Сердюков (впрочем, как и экс-министр сельского хозяйства Елена Скрынник – героиня другого коррупционного скандала) должен пойти под суд.

На вопрос, должны ли Сердюков и Скрынник отвечать за хищения в своих ведомствах, «определенно да» ответили 58 и 54% соответственно, вариант «скорее да» выбрали 30 и 32%. Против посадки экс-министров высказались только 3 и 4% россиян соответственно.

Однако над Сердюковым и Скрынник тоже были начальники. Как насчет них? Отвечая на вопрос, должен ли нести ответственность за финансовые злоупотребления министров глава правительства, 85% дали положительный ответ и лишь 9% высказались против. Немного меньшую строгость опрошенные проявили к президенту. За то, чтобы он нес ответственность за подобные преступления подчиненных, высказались 78% россиян, а 14% были против.