http://tuofikea.ru/novelty

Мифы о цветущей царской России

В последние месяцы в средствах массовой информации сложился своеобразный «Белогвардейский блок». Это — новое, организационно неоформленное «нечто», чрезвычайно пестрое, но идеологически единое в патологической ненависти к Октябрьской революции, большевикам, идеям социального равенства. Оно объединяет выживших из ума монархистов, большую часть недобитых фашистов, экономических либералов и т.д., вплоть до правых эсеров.

Политическое разнообразие не помешало им развернуть в последние месяцы идеологическое контрнаступление. Они выжали все, что могли из годовщины расстрела семьи Николая II (Кровавого), смерти «динозавра антисоветизма» Солженицына, переименования его именем Большой Коммунистической улицы в Москве, требования убрать все названия улиц и площадей, связанных с революцией, и вот теперь Колчак. В этом же строю телешоу «Имя России». Его организаторы успешно провалились, когда в ходе массового голосования в число лидеров вошли Сталин и Ленин, вызвав оторопь у «белогвардейцев». Зато теперь они отыгрываются на еженедельных дискуссиях, где громче всех слышны голоса, рассуждающих о «тупике» в который завела страну Советская власть и о величии той «России, которую мы (точнее, они) потеряли».

А ведь еще 20 лет назад не только антикоммунисты, но и коммунисты с иронией относились к попыткам сравнивать СССР с дореволюционной Россией. Представлялось нелепым хвастаться тем, что мы стали выпускать в тысячу раз больше самолетов, в миллионы раз больше электроламп и в бесконечно большее число раз телевизоров.

Однако, сначала осторожно, а затем все настойчивее, народу стали внушать, что 70 лет Советской власти большевики разоряли цветущую и могучую Россию. После августа 1991 года этот миф стал одним из краеугольных камней официальной идеологии правящего режима. Наиболее жестко эта доктрина была сформулирована в указе Ельцина от 6 ноября 1991 года о запрещении деятельности КПСС. По утверждению. Ельцина на КПСС «лежит ответственность за исторический тупик, в который загнаны народы Советского Союза, и тот развал, к которому мы пришли».

Потребовалось всего пару лет, чтобы большинству народа стало на своем опыте понятно, что такое настоящий развал и кто на самом деле несет за него ответственность. Что же до «исторического тупика», то стоит еще раз взглянуть на ту дореволюционную Россию, которую, по ностальгическому выражению сегодняшних монархистов, «мы потеряли».

Миф первый. «Цветущая Россия»

Как же мы, народ Российской империи, в действительности жили в дореволюционное время?

Во-первых, мы жили мало. И хотя для полноты картины мне придется приводить еще много показателей из разных областей, но как ни крути, самым объективным, более того, конечным показателем уровня и качества жизни является ее продолжительность. Трагической для России была детская смертность, сохранявшаяся на средневековом уровне. Из каждой тысячи родившихся детей умирали, не дожив до 1 года более четверти — 270 малышей, а до пяти лет почти половина — 430.

Средняя продолжительность жизни в стране лишь ненамного превышала 30-летний рубеж. Сравнение с более развитыми странами без излишних комментариев показывают существовавший тогда «цивилизационный» разрыв. Этот же показатель в те же годы: во Франции — 47 лет, США — 49, Англии 50 лет (справочно: в СССР,. — 69,5 в 1989 г).

Да и как было жить долго, если на каждые 10 тысяч жителей приходилось менее двух врачей?

Во-вторых, мы жили плохо. Еда. Из первых тринадцати «мирных лет» XX века для России было семь голодных. Вот одно из достаточно авторитетных свидетельств: «Крепостные крестьяне жили лучше — они получали свое питание и необходимую одежду. Теперь крестьянин не получает ничего и должен платить еще подати. До 10 годов крестьянские дети бегают голыми. Вместо сапогов они получают деревянные колодки. Не хватает у крестьян земли. Замирает вся жизнь в деревне. В России крестьянские дети так редко видят белый хлеб, что считают его лакомством.

Пшеничную муку крестьянин иногда получает к пасхе, мяса он даже по праздникам получает очень мало. Ему не хватает одежды, обуви, гвоздей». Это слова не Ленина, не Плеханова, и даже не Милюкова. Это говорил, по свидетельству его секретаря, Григорий Распутин, которого никто не заподозрит в «большевистской пропаганде».

Это свидетельство подтверждает и статистика. Вот данные о потреблении за год на душу населения, в килограммах (см. таблицу). Мяса Рыбы Молока и мол. про-дуктов Яиц, шт. Сахара
Россия 1913 г 29 6,7 154 48 8,1
СССР 1989 г. «при пустых полках» 67 17,2 363 268 2,5

В задачу статьи не входит демонстрация успехов советской экономики. Эти данные приведены для обратного счета: показать насколько нищим было питание народа России, если учесть, что и в СССР оно не достигло еще научных норм. Если же вернуться в начало XX века, то вот еще всего одна цифра: англичане потребляли сахара в то время, уже по 29 килограмм, в три с половиной раза больше, чем в России.

Жилье. В среднем на одного горожанина приходилось 6,3 кв. метра общей площади. О качестве его говорить не приходится: канализация имелась только в 23 городах, электричество — в 178, и, разумеется, лишь в богатых домах.

Рабочее время. Под давлением нарастающих волн рабочего движения и, прежде всего революции 1905 года, предприниматели были вынуждены по-следовательно сокращать продолжительность рабочего дня с 12, в начале века, до 9,5-10 часов к 1913 году. Впрочем, это относилось только к крупным предприятиям. На основной массе заводов и фабрик, действовали «собственные законы» и рабочий день оставался намного дольше.

Миф второй. «Россия кормила своим зерном весь мир»

Понятно, что если императорская Россия не могла, как следует прокормить свое население, то «весь мир» она тем более прокормить не могла. И те, кто утверждает подобное, просто ленятся заглянуть в статистические справочники или в учебники истории, и бездумно повторяют услышанные когда-то и где-то фразы, запущенные в оборот сознательными лжецами. В действительности, экспорт зерна в наиболее урожайном 1913 году составил лишь 9 млн. тонн из которых половина шла во Францию и Германию. А больше и быть не могло, ибо всего зерна (в границах СССР) было собрано 86 млн. тонн. А что такое 86 млн. тонн? Это ровно столько, сколько собрано (правда тоже в рекордный год) в современной Российской Федерации, т.е. без Украины, Казахстана и других республик и в два с лишним раза меньше, чем советский урожай 1989 года (211 млн. тонн).

При этом товарным хлебом располагали лишь помещики и богатые крестьяне. Они вывозили хлеб из страны, хотя основная часть крестьян жила впроголодь.

Миф третий. «Россия была страной высочайшей культуры»

На десятки лет отставала Россия от Западной Европы и Соединенных Штатов в области культуры. При чрезвычайно высоком культурном уровне тончайшего слоя интеллигенции (как дворянской, так и разночинной) всего 130 тысяч человек имели высшее образование. Это даже трудно себе представить: на всю Россию 130 тысяч — менее одного специалиста на тысячу жителей! И даже в 1914 году из всех высших учебных заведений было выпущено всего 12 тысяч человек. Численность тех, кто занимался «преимущественно умственным трудом» была, естественно, выше — 870 тысяч, но и то: в науке, образовании, здравоохранении работали менее половины — 280 тысяч, а остальную часть составляли чиновники, офицерский состав, помещики, фабриканты, священники, и некоторые другие.

Зато масса народа не умела ни читать, ни писать. По переписи 1897 года грамотных в России насчитывалось меньше 22 процентов, и это в возрасте от 9 до 49 лет! А если посчитать тех, кто был старше, и среди которых едва ли 10 процентов владели грамотой, то картина будет еще более ужасающей. И хотя в начале века число школ возросло: в 1908 году был даже принят закон о всеобщем начальном образовании, но можно ли гордиться тем, что в 1915 году уже (!) 51 процент детей от 8 до 11 лет получили начальное образование? Да еще если учесть, что среди начальных школ большинство составляли одно-, двух- и трехлетки.

Для сравнения: на 1000 человек населения в дореволюционной России в школах обучалось 45 человек, в то время как в Соединенных Штатах — 220. Желающие могут сосчитать на сколько десятилетий Россия отставала от США и Западной Европы — стран к тому времени, со всеобщей грамотностью.

Конечно, сейчас есть много любителей ставить под сомнение все советское. Но вот несколько лет назад по заказу журнала «Ю. С. Ньюс энд уорлд рипорт» независимые эксперты оценили качество преподавания отдельных предметов в школах в шести развитых странах. По этой оценке СССР был на втором месте по качеству преподавания математики и естественных наук, отставая только от Японии и опережая ФРГ, Францию, США и Англию, а также на втором месте по качеству изучения родного языка. И только по качеству изучения общественных наук мы занимали 4-е место, опережая при этом Японию и Францию.

Миф четвертый. «Стремительные темпы развития».

Утверждают, что Россия была отсталой страной, но после крестьянской реформы 1861 года она начала развиваться ускоренными темпами, и что без всякого социализма она вошла бы в число наиболее развитых стран. И верно, на первый взгляд ситуация была блестящей.

Особенно бурный рост происходил в последнее десятилетие 19-го века (1893-1899 годы). За это время в три раза возросло производство в черной металлургии, угледобыче, машиностроении. В два с половиной раза увеличилась добыча нефти и «современные» учебники истории с гордостью сообщают, что по этому показателю, к началу 20-века Россия вышла на первое место в мире. Впечатляют темпы строительства железных дорог: за десятилетие их протяженность выросла почти вдвое, с 31 тыс. до 58 тыс. верст. Правда, в 1900-1904 годы Россию поразил кризис, сменившийся в последующие пять лет «застоем». И только с 1909 года начался новый быстрый подъем экономики.

В целом, оценивая действительно высокие темпы развития России в период «молодого» капитализма и его конечный итог, надо учитывать два обстоятельства.

Первое. Развитие промышленности начиналось фактически от «нуля». Так, нефть, до 70-х годов 19-го века, вообще добывали ведрами из колодцев, производство стали, к 1913 году дотянули всего до 4,3 миллионов тонн, (справочно: в СССР, в 1989 г. — 160 миллионов!). Поэтому высокие проценты роста были вполне естественными.

И второе. В эти же годы быстро росла экономика и других капиталистических стран, особенно Германии и Соединенных Штатов. К примеру, в США в 1913 году производилось уже 25 с половиной миллионов тонн стали, 34 млн. тонн нефти, против 10,3 млн.т. российских, (первыми в мире мы были только два первых года 20-го века). Характерно сравнение и по темпам железнодорожного строительства. В России с 1890 по 1913 год протяженность дорог возросла с 32-х до 78-и тысяч километров, (на 46 тысяч), а в США с 268 до 413 тысяч (на 145 тысяч километров!).

Если же взять такой обобщающий показатель как производительность труда, то в России она была в десять раз ниже американской. Близкие к статистическим данным результаты показало совместное исследование, проведенное в 1980-е годы Хьюстонским университетом США и НИЭИ при Госплане СССР. На «старте» в 1861 году душевой национальный доход России составил примерно 40% по сравнению с Германией и 16% по сравнению с США. Прошло более 50 лет и что же? В 1913 году — уже только 32% от уровня Германии и 11,5% от американского уровня. Значит, разрыв еще более увеличился. Поэтому слова о вековой отсталости России не были только образным выражением. В моем распоряжении нет статистических данных о величине национального дохода Соединенных Штатов в 1813 году, но по данным того же исследования среднедушевой национальный доход в России в 1913 году оставался почти в 4 раза ниже, чем в США в 1861 году. Вот это был действительно «исторический тупик»!

Прорыв из этого тупика обеспечила Октябрьская революция и победа народа в гражданской войне. Только после этого экономика страны начала развиваться высокими темпами. Быстрее всего развивалась промышленность. В 1913 году на долю России приходилось лишь немногим более 4% мировой промышленной продукции, в то время как ее население составляло 9% от населения мира. Это означает, что на душу населения в России приходилось в два с лишним раза меньше продукции, чем в остальном мире, включая Азию, Африку и Южную Америку, то есть самые нищие регионы планеты. К середине 80-х годов удельный вес населения СССР сократился до 5,5%. Зато доля промышленной продукции Советского Союза в мировом объеме достигла уже 14.5%. Именно эта цифра названа в статистическом сборнике, который ежегодно готовит ЦРУ Соединенных Штатов (Хендбук экономик статистикс. Вашингтон. 1991 г.).

Кстати, наш Госкомстат СССР давал еще более высокую оценку — 20%, но и по американским данным уровень промышленного производства в Советском Союзе на душу населения почти втрое превышал средний мировой уровень. А с точки зрения динамики это означает, что за 70 лет Советской власти промышленность в СССР развивалась в 6 раз быстрее, чем в остальном мире.