http://tuofikea.ru/novelty

Министр юстиции рассказал в Госдуме о России

Глава Минюста Александр Коновалов прочел в стенах парламента лекцию, объяснив, почему у нас «истории про убитых пьяными родителями девочек смотрятся органично». Министр юстиции Александр Коновалов прочитал в Госдуме лекцию, посвященную 20-летию российской Конституции. «Странно слышать призывы вернуть какие-то элементы сталинской эпохи», сказал он: «эффективный менеджмент тогда был построен на потоках крови».

В рамках подготовки к 20-летию Конституции и Федерального Собрания РФ (его будут отмечать в декабре) в Госдуме организовали цикл лекций, посвященных круглой дате. Перед депутатами, сенаторами, студентами-юристами уже выступали спикер Сергей Нарышкин и глава Конституционного суда Валерий Зорькин.

Александр Коновалов призвал не забывать про базовые принципы Конституции вроде «равенства всех перед законом, презумпции невиновности, неприкосновенность собственности, баланс частных и публичных интересов». Среди основных наших проблем он назвал «спорадическое законотворчество», попытку «за очень короткий срок моментально отреагировать на тот или иной вызов, забывая о том, соответствует ли этот ответ базовым принципам». Примеров приводить не стал, но они хорошо известны: чего стоит хотя бы принимавшийся в спешке закон об ужесточении ответственности за нарушения правил проведения массовых акций! Конституционный суд недавно признал отдельные его положения не соответствующими Основному закону…

Напомнив, что Конституция — еще и свод гарантий и прав гражданина, министр заговорил о важности «поощрения законопослушного поведения и установление законами справедливых и соразмерных санкций за нарушение норм права». Правовой нигилизм имеет место быть, признал он, и одна из его форм — «патернализм», когда «человек не считает нужным интересоваться своими правами и обязанностями, защищать их, а неблагоприятные правовые последствия своего поведения сваливает на государство». Один из примеров — обманутые дольщики, отдавшие деньги мошеннику, не прочитав текст договора. «К сожалению», сказал министр, реализации прав и свобод гражданина мешают «слабость правосудия, и, что нередко, торговля правосудием».

Глава Минюста предупредил: последствия реформы ФСИН будут «отложенными». Новые тюрьмы хорошо бы построить, но главный акцент надо делать на новое отношение к заключенным. Они теперь, сказал министр, «гораздо лучше понимают свои права, больше склонны отстаивать их, каждый второй вооружен мобильным телефоном и могут оперативно передавать информацию»…

Вообще-то мобильники в колониях под запретом, но министр знает реальную ситуацию.

В Конституции содержатся декларации, то есть идеальные представления об устройстве общества, сказал он, но главное, чтобы разница между реальным правом и идеалом не была слишком большой. Современное же состояние российского общества — кризисное. «У нас наследие веков патриархального и во многом тоталитарного существования»,- признал чиновник, и рассказал о страшном впечатлении, которое на него произвели материалы сталинских судебных процессов. «Такое наследие не может пройти быстро»,- сказал он. А тут еще 90-е годы прошлого века, когда россияне «сожрали громадную дозу антропоцентризма», который западные страны поглощали столетиями. Мол, человек имеет право на все…

И «последние 10-15 лет» добавили проблем: «Серьезный рост амбиций, при существенном понижении моральных планок». «В обществе, где принято плясать на амвоне, материться напропалую, писать на обочинах дорог, истории про убитых пьяными родителями девочек смотрятся органично», — подвел итог министр. Многие проблемы могло бы решить правовое просвещение граждан, считает он, но принятая два года назад указом президента соответствующая концепция «не работает».

Одна из студенток спросила министра, оправданы ли нападки европейских государств на Россию из-за законов о запрете на пропаганду гомосексуализма или об НКО-иностранных агентах. «Не нужно впадать в крайности,- ответил министр, — неправильно общаться с западными коллегами по принципу «сам дурак», указывая на их проблемы, и неправильно во всем соглашаться и посыпать голову пеплом». Он лично не видит в этих законах нарушения международных норм: «они рассчитаны на отдельные ситуации и предусматривают только судебный способ применения санкций».

Следующим с лекцией в Госдуме выступит глава Счетной палаты Сергей Степашин.