http://tuofikea.ru/novelty

Как Грузия приманивает абхазов

Вануату может отозвать признание Абхазии и Южной Осетии, пока Москва и Сухуми работают в обратном направлении. Тем временем в Грузии поощряют создание грузино-абхазских семей и взаимную торговлю.

Очередной раунд Женевских переговоров по безопасности на Кавказе, а, фактически, по грузино-российскому урегулированию, состоится 26-27 марта. В них традиционно примут участие представители Грузии, России, США, ОБСЕ, ООН, ЕС, Абхазии и Южной Осетии. В канун переговоров грузинская сторона распространила весьма неожиданную информацию, в соответствии с которой она рассчитывает не только на продолжение политики непризнания Абхазии и Южной Осетии, но и на отзыв признания.

«Речь идет о Вануату», — пояснил государственный министр по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили на встрече с депутатами грузинского парламента. «… Скоро мы сможем говорить о том, что работает не только политика непризнания, но может начаться и процесс отзыва признания», — заявил он.

По его пояснению, дружественные Грузии государства не только гарантируют собственное непризнание отколовшихся территорий, но и работают над тем, чтобы находящиеся под их влиянием страны действовали аналогично.

Абхазия, однако, не сидит, сложа руки. Президент республики Александр Анкваб проинформировал: «Мы активно работаем для того, чтобы больше стран признали Абхазию. В последний год наши представители летали на разные континенты. Есть обнадеживающая информация, но мы пока не можем говорить обо всем открыто». Он также рассказал, что МИД России, администрация президента РФ и российское посольство в Абхазии оказывают в этом деле «огромную помощь».

То есть, за признание и не признание борются обе стороны. Разница лишь в том, что Абхазии помогает только Россия, а Грузии — Запад и весь лояльный ему мир.

Что же до собственно Женевского формата, Сухум и Цхинвал пытаются его изменить с тем, чтобы «каким-нибудь образом повысить свой статус на переговорах». Закареишвили придерживается мнения, что, в принципе, формат изменить можно, но Грузия хочет знать, что она от этого выиграет.

Он признал, что у Тбилиси есть «вопросы» к Женевскому переговорному формату, поскольку он так и не дал желаемого результата. В интервью, размещенном на сайте «Наша Абхазия», госминистр пояснил: Женевский формат однозначно является грузино-российским. Российская сторона ввела в него абхазскую и осетинскую компоненту, но успеха это не принесло.

«Женевский формат, — сказал он, — следует сохранить для урегулирования грузино-российского конфликта». А для урегулирования с абхазами и осетинами он не подходит. «Чем больше мы урегулируем грузинско-осетинский и грузинско-абхазский конфликты, тем больше уменьшим российское влияние на осетинскую и абхазскую стороны», — полагает Закареишвили.

Он также отметил, что Тбилиси должен вести себя таким образом, чтобы ни у осетин, ни у абхазов, ни у России не было «аргументов» против грузинских властей. «Можно сказать — заявил госминистр, — что первый этап успешно пройден. Почти прекратились критические заявления в адрес грузинских властей со стороны Сухуми и Цхинвали».

Вообще же, рассказал Закареишвили на встрече с законодателями, новые власти Грузии работают над изменением концепции по сближению с абхазами и осетинами, хотя имеющаяся концепция тоже не плоха — до определенного времени. Он, кстати, привел одну интересную деталь — в Абхазии все еще существует институт свах, который старается женить абхазов на грузинках.

«В Абхазии до сих пор к невестке-грузинке существует более уважительное отношение, чем к представительнице другой этнической группы. Для меня лично, как для либерала, это, может быть, не вполне приемлемо. Но, главное, что, несмотря на войну, это (противостояние — прим. ред.) не вошло в семьи. …Лучше, чтобы семьи создавалась по любви, а не по сватовству, но и это — ресурс», — пояснил Закареишвили.

Впрочем, считает он, ресурсов для сближения много. Это, среди прочего, доказывает и тот факт, что абхазы приезжают в Грузию на лечение, причем, бесплатное: «Не проходит и дня, чтобы я не подписал три-четыре заявления по лечению пациентов, приезжающих из Абхазии».

Заметим, что бесплатного лечения для собственных граждан в Грузии не предусмотрено.

Словом, какие-то пути человеческого сближения — налицо, а какие-то надо еще искать, и, наверно, в течение длительного времени. Евросоюз, например, в своем недавнем докладе рекомендовал Грузии изменить закон об оккупированных территориях, постоянно улучшать ситуацию в конфликтных зонах в сотрудничестве с сухумскими и цхинвальскими властями, работать над свободным передвижением между сторонами, активизировать торговлю и инвестиции.

Но новые грузинские власти и без рекомендаций ЕС решили «очеловечить» закон об оккупированных территориях. То есть, по имеющемуся законодательству, иностранец, перешедший на территорию Абхазии и Южной Осетии не через грузинские контрольно-пропускные пункты, а со стороны России (Псоу и Рокский тоннель), подвергается уголовному преследованию, или, в лучшем случае, платит штраф в 4 тысячи лари (порядка $2,5 тыс).

Сейчас штраф, вероятно, сократят раз в десять, и судебного разбирательства тоже, вероятно, больше не будет (это правило, однако, не распространится на тех, кто повторно, то есть умышленно, игнорирует грузинский закон, и переходит на территории Абхазии и Южной Осетии не со стороны Грузии). Увеличивается, кроме того, количество официальных пунктов перехода границы для жителей приграничного Гальского района Абхазии — они периодически активно торгуют и отовариваются на территории, контролируемой Тбилиси.

Поменяется и название Министерства по вопросам реинтеграции — как его переименуют, в министерстве пока не говорят. Но уже известно, что проект изменения еще осенью был направлен президенту Саакашвили, который так и не подписал его. Надо полагать, что название нового министерства понравится абхазам и осетинам, но из этого еще не следует, что они станут кланяться Тбилиси.

Что же до собственно переговоров в Женеве 26-27 марта, они, по логике текущего момента, не должны быть конфронтационными и полностью безрезультатными, с хлопаньем дверей и обвинениями противных сторон в срыве дискуссии. То есть, большого прорыва ожидать не приходится, но снятие сильного напряжения между сторонами конфликта тоже дорогого стоит.

По информации сопредседателей Женевских переговоров от ЕС, ООН и ОБСЕ, побывавших недавно в Абхазии и встретившихся с ее руководством, продолжается работа участников переговоров над текстом совместного заявления о приверженности сторон принципу неприменения силы.