http://tuofikea.ru/novelty

Плоды реформы образования в РФ: что можно подправить?

Одной из самых «замодернизированных» сфер Российской Федерации за всю её новую историю, безусловно, является образование. Когда началась образовательная реформа? — сегодня уже не вспомнит практически никто. При этом точно никто не скажет, когда эта реформация закончится, и, главное, чем. Попытаемся окунуться в ретроспективу образовательных пертурбаций, которые произошли в России за последние годы, и выясним, каким образом эти изменения повлияли на среднестатистического выпускника.

Окунаясь в образовательные метаморфозы, первым делом (совсем даже не вооружённым глазом) замечаешь, что существенные «подвижки» коснулись системы высшего образования в стране. Количество вузов в России на сегодняшний день точно не может назвать даже Министерство образования страны. Средствам массовой информации предлагаются лишь приблизительные данные, которые говорят о том, что в Российской Федерации на 2012 год работало около 1100 вузов и еще около 2000 различных филиалов. Чтобы было с чем сравнивать, и, скажем так, чтобы проявило себя поле для оценки хода реформы, приведём данные о числе вузов в СССР в 1985 году. Итак, сегодня в России — 1100 вузов (плюс-минус «погрешность» Минобрнауки), а 28 лет назад в СССР число высших профессиональных учебных заведений составляло 502. Как говорится, реформа проявила себя во всей красе. А ведь ещё нельзя забывать о том, что численность населения России сегодня в 1,8 раза меньше, нежели численность населения Союза в 1985 году.

Вместе с числом вузов, естественно, выросло и число студентов, в этих вузах обучающихся. Так, сегодня высшее образование получают почти 7 миллионов человек различного возраста. Около пятой части от этой цифры — лица, которые получают второе и последующие высшие образования. А профили этих вторых и третьих «вышек» часто никак не пересекаются с профилем «вышки» №1. По сравнению с СССР образца 1985 года число студентов в России больше в 2,3 раза!

Реформа заставляет нас с вами радоваться и аплодировать тому, насколько порядков образованнее и профессиональнее стало наше общество за последние десятилетия. Только вот как-то не до аплодисментов. Дело в том, что за тот же рассматриваемый период количество учебных заведений начального профессионального образования (речь о ПТУ и их производных), подготавливающих рабочие кадры для производства и сферы обслуживания сократилось на 628 единиц. Если переводить на российский территориальный вариант, то сокращение числа учебных заведений НПО составило около 12%, причём реформа по оптимизации (читай — сокращению) учебных заведений системы НПО продолжается. По итогам мониторинга численности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования за 2012 год, представлены следующие цифры: число выпускников ПТУ (ПУ, колледжей и профессиональных лицеев) составило менее 1,5 миллиона человек.

Возвращаемся к численности выпускников вузов. Их, как уже было отмечено, почти семь миллионов. Выходит, что образовательная система у нас отреформирована таким образом, что на каждого рабочего приходится примерно по 4-5 руководителей… Даже если в число рабочих перевести всех выпускников техникумов (а это около 2,4 миллионов человек), то получится, что над одним работягой должны стоять 1-2 руководителя. Один указывает, как гаечный ключ держать, а другой круговыми движениями руками демонстрирует, в какую сторону гайку заворачивать…

Если в Министерстве образования и науки такое положение вещей в стране считают позитивным достижением реформирования, то сложно объяснить, какими парадигмами там руководствуются. Быть может, в Минобрнауки априори уверены в том, что две трети лиц, получающих «корочки» об окончании вуза пополнят именно рабочие слои населения… Но если так, то, простите, на каком основании на работу плодящихся как грибы после дождя вузов и их филиалов выделяются денежные средства. Причём средства эти вынимаются вовсе не из карманов Дмитрия Ливанова и его заместителей, а из государственного бюджета, то есть — из кошельков налогоплательщиков. Выходит, что это сами россияне спонсируют армию безработных вузовских выпускников, выделяя из своих доходов средства на их новое обучение и переобучение…

Следующее «достижение» российской образовательной реформы — повсеместное введение ЕГЭ для выпускников общеобразовательных школ. Казалось бы, что здесь тоже нужно говорить спасибо всем без исключения министрам образования, начиная с господина Филиппова (ныне главы ВАК), продолжая господином Фурсенко (ныне помощник президента РФ) и заканчивая господином Ливановым, ведь теоретически в лучшие вузы России могут поступить дети, которые учились в удаленных от центра субъектах федерации. Теоретически вроде бы всё так и есть, но вот практически… Образовательная реформа здесь тоже преподнесла свои сюрпризы.
Во-первых, само обучение в школе (особенно в старших классах) давно превратилось из настоящего эффективного образовательного процесса в тотальное натаскивание учащихся на тесты единого госэкзамена. И в этом глупо винить школьных педагогов. Их давно поставили в те рамки, когда именно результативность школы в плане сдачи учащими выпускных классов ЕГЭ ставится во главу угла при оценивании эффективности образовательного процесса. Как говорится, Толстого можешь не читать, но сколько диоптрий было в очках Пьера Безухова, знать обязан…

Во-вторых, сдача ЕГЭ часто превращается не более чем в профанацию. Рассказывает жительница Воронежской области Людмила Н. (мать выпускника средней общеобразовательной школы):

Дело было в 2010 году. Сын в школе занимался неплохо, но вот с математикой были проблемы. Узнали, в какой школе города будет сдавать ЕГЭ по математике, приехали туда и решили обратиться к учителям с просьбой об их небезвозмездной помощи. Они отказались, но одна из учительниц заявила, что нам лучше обратиться к техническому персоналу (уборщице, например). Я не поняла, чем нам может помочь школьная уборщица, но потом выяснилось, что сын может во время сдачи экзамена отпроситься два раза в туалет. В первый раз он отпросится, чтобы переписанные на лист задания оставить в туалете в условленном месте, откуда их уборщица вынесет на улицу «нужным людям», а второй раз она снова пойдёт «выносить мусор» и, прихватив решённые «нужными людьми» задания, снова принесёт лист в туалет, оставит его в условленном месте, откуда потом его сын и заберёт для списывания. Мы были удивлены, что всё уже продумано до мелочей… В итоге приехали на машине с человеком, который согласился нам помочь за умеренную плату. Он прямо в машине ЕГЭ по математике нам и решал. Школьная уборщица тоже не подвела. В общем, сын набрал достаточное количество баллов и поступил в один из вузов Питера.

К несомненным «успехам» образовательной реформы можно отнести знаменитую Болонскую трёхступенчатую систему образования, когда после вуза могут выходить профессионалы от бакалавра до магистра. При этом, похоже, сами идейные вдохновители внедрения этой системы толком не знают, для чего она в России нужна. Выпускники-бакалавры получают весьма специфическое образование, которое ограничено столь узкими рамками, что часто для начала непосредственной работы выпускнику попросту не хватает ни знаний, ни умений.

Говоря о классической Болонской системе, которая норовит охватить все вузы страны, нужно упомянуть более чем странные критерии оценивания. Дело в том, что для получения зачета по определённой дисциплине студенту нужно набрать определённое число баллов, причём он вправе сам выбрать раздел дисциплины, баллы по которому он и будет накапливать. Получается, что студенту просто невыгодно изучать дисциплину комплексно, ведь при таком подходе нужно и учить больше, да и оценки набирать сложнее. В итоге, к примеру, по курсу «Классическая механика» он выбирает тематику «Законы Ньютона» и за определённое число лекций и семинарских занятий отлично осваивает эту тему, набирая достаточное число баллов для получения зачёта. Вот только все остальные темы курса проходят мимо него. Но для него и для реформаторов образования это уже неважно — главное в дипломе будет стоять отметка, что зачёт по курсу «Классическая механика» выпускник сдал. Вот только узковато он по этому курсу прошёлся… Так узко, что эта узость явно не будет играть за него в процессе реальной работы по профессии.

Правда, здесь возникает и другой вопрос: а сколько сегодня выпускников вузов по своей специальности работают? Даже после окончания именитых вузов число студентов, трудоустроенных по полученной специальности в лучшем случае составляет 55-61%. А ведь есть в стране и такие вузы, которые выпускают студентов буквально в никуда. Процент реального (не липового) трудоустройства по полученным специальностям может стремиться к нулю. В этом и заключалась образовательная реформа… Если «да», то стоит поразмыслить над адекватностью тех лиц, которые и сегодня обеими руками поддерживают именно такой вариант образовательного реформирования в России…