http://tuofikea.ru/novelty

Рейхстаг догорает в Москве

В 1933 году в нацистской Германии сгорел Рейхстаг. Подожгли его, судя по всему, сами нацисты — нужен был предлог для расправы над политическими противниками. В поджоге, как известно, обвинили нескольких левых активистов, в том числе лидера фракции коммунистов в германском парламенте Эрнста Торглера и болгарского коммуниста Георгия Димитрова.

Вскоре состоялся громкий судебный процесс над «поджигателями», сопровождавшийся многочисленными нарушениями законности. Но что любопытно: и Эрнст Торглер и Георгий Димитров были оправданы, у них оказалось алиби. Вы не поверите, но Эрнст Торглер в момент поджога находился в ресторане.

Скоро вы поймете, почему именно это обстоятельство меня особенно заинтриговало. 21 марта 2013 года в Московском городском суде рассматривалось ходатайство следствия о продлении пребывания под стражей члена Координационного Совета российской оппозиции Даниила Константинова, находящегося в следственном изоляторе «Матросская тишина» уже целый год.

Гитлеровским тюремщикам в 1933 году и в голову бы не пришло держать обвиняемого в тюрьме без суда целый год — они тогда только начинали «восхождение» к вершинам террора. Россия сегодня уже прошла изрядную часть этого пути. Так вот, Даниил Константинов год назад был обвинен в немотивированном убийстве совершенно незнакомого человека. Делом этим занимался так называемый «Центр «Э» (новая политическая спецслужба) и Федеральная служба безопасности, в поле зрения которых Даниил попал как лидер молодежной организации «Лига обороны Москвы», и один из организаторов протестного движения «За честные выборы». Его пытались вербовать, он отказался и «стратеги» политических репрессий, не мудрствуя лукаво, решили повесить на парня убийство (благо внешность у Данилы довольно брутальная).

Охранка, видимо, собиралась убить сразу двух зайцев: изолировать молодого перспективного политика и скомпрометировать протестное движение. Типа, «все они там кровопийцы»! Данилу арестовали, провели опознание неким «свидетелем», и предъявили обвинение. Но вот незадача — выяснилось, что у Даниила Константинова есть железное алиби. В день совершения преступления, больше того, в момент совершения преступления он находился в ресторане, где праздновал в хорошей компании день рождения матери.

Помните Эрнста Торглера? Да-да, для него подобное обстоятельство оказалось спасительным, поскольку следствие и суд в Германии того времени еще сохраняли некоторые «буржуазные предрассудки», вроде презумпции невиновности и суда присяжных. Для справки: Гитлер окончательно упразднил институт судебных заседателей только в 1939 году — война начиналась. Но мы, слава Богу, не в Германии 1933 года, мы в России 2013. И «правосудие» у нас отправляют такие асы, как судья Мосгорсуда Сергей Подопригоров, сумевший удостоится высокой чести войти в Список Магнитского. Может быть, именно поэтому ему и доверили «дело Константинова»? Мол, не подведет?

Ну, и разумеется, никаких излишеств российское судопроизводство в таких случаях не предусматривает. Судья Подопригоров начал заседание с того, что не пустил в зал зрителей (может быть потому, что среди них были известные общественные деятели, например, Эдуард Лимонов). Потом удалил прессу и родственников. В качестве повода для этого он использовал одну из реплик Даниила Константинова, обратившего внимание суда на ряд процессуальных нарушений следствия и судьи. Ах так, зачистить зал (а потом, для гарантии, и соседний коридор), и все дела! Что значит, открытый процесс, какие могут быть в России открытые процессы?!

Со стороны, думаю, это было очень поучительное зрелище, как без разбора пожилых и молодых, мужчин и женщин выволакивают, выталкивают, вышвыривают из зала, да еще и запугивают: «Будете упираться, протокол оформим». Чтобы уж внести полную ясность, молодой судебный пристав доверительно объяснял одному из выволакиваемых: «О чем Вы говорите, какие законы? Нет у нас никаких законов. У нас есть только начальство».

Даниил возмущался, требовал, чтобы его тоже удалили из зала, даже лег на пол в знак протеста, но на него никто не обращал внимания — все равно в клетке, сиди, лежи — суду безразлично. И процесс пошел своей чередой: адвокаты заявляли ходатайства — судья отклонял, говорили об алиби — судья игнорировал, просили изменить меру пресечения на домашний арест — судья посмеивался…

Результат предсказуем: невиновный человек еще два с половиной месяца проведет в тюрьме, а потом, скорее всего, еще несколько месяцев, пока дело не дойдет до суда по существу. А по существу тоже будет судить какой-нибудь проверенный «подопригоров», прошедший огонь, воду и медные трубы Списка Магнитского. Хотел бы я посмотреть на Эрнста Торглера или Георгия Димитрова, попавших в руки современного российского судебного аса!

Вот такая история: в 1933 году в Берлине загорелся Рейхстаг, а в 2013 он догорает в Москве.