http://tuofikea.ru/novelty

Тоска по СССР: премия «Инновация»

Больше половины работ номинантов на премию «Инновация» в этом году — о ностальгии по советскому прошлому. Выставка участников Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства открылась в Москве. Имена лауреатов назовут 9 апреля.

В инсталляции — никаких абстрактных образов. Это — редкость для номинантов премии «Инновация». Только реальная история — пронзительная и типичная для начала девяностых. Вместе с художником Леонидом Тишковым ее рассказывают один телевизор и полторы тысячи ржавых лезвий для коньков. Когда-то их производили на заводе в городе Верхотурье Свердловской области. После перестройки предприятие закрыли. А бесценный материал для художников и документалистов остался за железными дверями. «Они говорили, что этот завод был для них родным домом. У них был театр, хор, кружки, самодеятельность. Это был больше, чем завод. Эти эмоции я выразил в своей работе, — говорит художник Леонид Тишков. — Вы слышите в качестве фона торжественную мессу Бетховена — это создает по-настоящему трагическое впечатление». Проект Леонида Тишкова, как говорится, «в тренде». В коротком листе премии «Инновация» работ о ностальгии по советскому прошлому — больше половины.

Арсений Жиляев противопоставляет сегодняшнего «творца-коммерсанта» художнику «старой закалки». Как символ уходящей эпохи — надпись из досок. Автор работы уверяет: если долго всматриваться, можно увидеть буквы, и тогда тайный смысл станет явным. «Это сделал вымышленный художник, который работал в Воронежской области и на досуге мастерил самодельную мебель, — объясняет Арсений Жиляев. — Здесь, в частности, представлен слоган «Искусство принадлежит народу». Он составлен из старой советской мебели».

«Инновация» — всегда провокация. Каждая из 25 отобранных работ — это вызов, уверен Иосиф Бакштейн. И неважно, как этот вызов брошен — с помощью сложных рассуждений об истоках концептуализма или в виде горсти вспаханной земли. «Это социально ориентированные проекты, которые реагируют на то, что происходит в гражданском обществе, — говорит Иосиф Бакштейн, искусствовед, художественный критик. — Можно судить о том, как оно формируется. Социальная активность заметно выросла по сравнению с предыдущими конкурсами».

Кстати, о предыдущих конкурсах. Для своего проекта Анна Желудь не сделала ни одной новой вещи. Все они выставлялись на биеннале в Венеции, Болонье или Санкт-Петербурге. Философия Анны Желудь такова: чтобы появились новые арт-объекты, от старых нужно избавляться. Из мастерской у работ две дороги — или в руки коллекционерам, или на помойку. Хозяин этой мебели так и не нашелся. Возможно, эта выставка — ее последняя короткая жизнь.

О короткой жизни — еще одна работа. Для нее участники краснодарской арт-группы «Проект_Fabrika» из родных краев привезли два кубометра земли. По мысли художников, примерно столько нужно, чтобы похоронить человека. Перед открытием выставки проект стал символичным. В арт-группе рассказывают, что когда устанавливали инсталляцию, узнали — погиб коллега Владислав Мамышев-Монро. Как и многие, художники сначала думали, это очередной перформанс, который ни зрителями, ни искусствоведами не остался бы незамеченным.